В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Юлия Абакумова из Республики Хакасия, преподаватель Абаканского строительного техникума по специальности «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом? Были ли люди, которые способствовали в выборе профессии педагога?
–В детстве я, как и многие девчонки из моего класса, мечтала стать врачом. Уже с восьмого класса у меня была серьезная подготовка по биологии и химии – предметов, экзамены по которым было нужно сдавать при поступлении на любую врачебную специальность. И я поступила. Но осознав, что быть врачом – это, скорее, мечта моих родителей обо мне, а не моя собственная мечта, я забрала документы и поступила в университет на преподавателя биологии. Получив высшее образование, я приехала работать в небольшую сельскую школу учителем. И моим проводником в профессию стала мама моего мужа. Она помогла мне войти в педагогическую деятельность, давала ценные советы, и ее педагогический опыт несомненно сыграл важную роль в становлении меня как педагога.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Прежде всего мне нравится общение со студентами. Ведь преподавание – это процесс взаимодействия между учителем и студентами. В результате нашего взаимодействия я наблюдаю процесс трансформации: как вчерашние «утята» становятся прекрасными «лебедями» – квалифицированными и востребованными специалистами. Перефразируя известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, могу сказать, что меня заботит «работа садовника». Мне хочется, чтобы из моих воспитанников выросли чудесные цветы. Хочется, чтобы мои подопечные могли изменить мир – сделать его добрее, справедливее, расписать его яркими красками трудолюбия, милосердия и великодушия.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я была участником межрегионального конкурса «Преподаватель года-2020», с лучшим показателем этапа конкурса «Учебное занятие». В 2022 я участвовала в конкурсе «Преподаватель года» в городе Кемерово. В прошлом году я помогала коллеге подготовиться к выступлению на конкурсе «Мастер года». В этом году я сама решила попробовать свои силы – и стала победителем регионального этапа.
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это педагог-универсал, уверенный в себе, уверенный в завтрашнем дне. Мастер года – это человек развивающийся и готовый достигать новых высот в профессии. Он должен быть психологом и обладать харизмой. Стремление к самообразованию – одно из главных качеств педагога, которое является драйвером его профессионального роста.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Мои студенты ежегодно участвуют в Чемпионатах профессионального мастерства по компетенциям «Сухое строительство» и «Малярные и декоративные работы» и занимают призовые и первые места.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– В 2023 году я активно участвовала в мероприятиях в рамках Года педагога и наставника. Выступила на республиканских методических семинарах с докладами «Риски организации наставничества»; «Наставничество как форма адаптации студентов на рабочем месте». Принимала участие в международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» с публикацией «Наставничество как эффективная форма адаптации». Являюсь победителем Республиканского конкурса «Лучший наставник детей и молодежи».
– Являетесь ли Вы наставником?
– Да, в нашем техникуме я – наставник молодых педагогов. Моя задача – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения. Для начинающих педагогических работников вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость получить поддержку опытного педагога-наставника. Я всячески способствую, в том числе и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодых педагогов, привлекаю их к участию в общественной жизни коллектива, формирую у них общественно значимые интересы. Также в моей работе нужно не забывать содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства. Результатом работы с молодыми педагогами является закрепление их в рабочем коллективе, их участие и победы в конкурсах профессионального мастерства, получение квалификационных категорий.
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом? Были ли люди, которые способствовали в выборе профессии педагога?
–В детстве я, как и многие девчонки из моего класса, мечтала стать врачом. Уже с восьмого класса у меня была серьезная подготовка по биологии и химии – предметов, экзамены по которым было нужно сдавать при поступлении на любую врачебную специальность. И я поступила. Но осознав, что быть врачом – это, скорее, мечта моих родителей обо мне, а не моя собственная мечта, я забрала документы и поступила в университет на преподавателя биологии. Получив высшее образование, я приехала работать в небольшую сельскую школу учителем. И моим проводником в профессию стала мама моего мужа. Она помогла мне войти в педагогическую деятельность, давала ценные советы, и ее педагогический опыт несомненно сыграл важную роль в становлении меня как педагога.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Прежде всего мне нравится общение со студентами. Ведь преподавание – это процесс взаимодействия между учителем и студентами. В результате нашего взаимодействия я наблюдаю процесс трансформации: как вчерашние «утята» становятся прекрасными «лебедями» – квалифицированными и востребованными специалистами. Перефразируя известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, могу сказать, что меня заботит «работа садовника». Мне хочется, чтобы из моих воспитанников выросли чудесные цветы. Хочется, чтобы мои подопечные могли изменить мир – сделать его добрее, справедливее, расписать его яркими красками трудолюбия, милосердия и великодушия.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я была участником межрегионального конкурса «Преподаватель года-2020», с лучшим показателем этапа конкурса «Учебное занятие». В 2022 я участвовала в конкурсе «Преподаватель года» в городе Кемерово. В прошлом году я помогала коллеге подготовиться к выступлению на конкурсе «Мастер года». В этом году я сама решила попробовать свои силы – и стала победителем регионального этапа.
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это педагог-универсал, уверенный в себе, уверенный в завтрашнем дне. Мастер года – это человек развивающийся и готовый достигать новых высот в профессии. Он должен быть психологом и обладать харизмой. Стремление к самообразованию – одно из главных качеств педагога, которое является драйвером его профессионального роста.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Мои студенты ежегодно участвуют в Чемпионатах профессионального мастерства по компетенциям «Сухое строительство» и «Малярные и декоративные работы» и занимают призовые и первые места.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– В 2023 году я активно участвовала в мероприятиях в рамках Года педагога и наставника. Выступила на республиканских методических семинарах с докладами «Риски организации наставничества»; «Наставничество как форма адаптации студентов на рабочем месте». Принимала участие в международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» с публикацией «Наставничество как эффективная форма адаптации». Являюсь победителем Республиканского конкурса «Лучший наставник детей и молодежи».
– Являетесь ли Вы наставником?
– Да, в нашем техникуме я – наставник молодых педагогов. Моя задача – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения. Для начинающих педагогических работников вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость получить поддержку опытного педагога-наставника. Я всячески способствую, в том числе и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодых педагогов, привлекаю их к участию в общественной жизни коллектива, формирую у них общественно значимые интересы. Также в моей работе нужно не забывать содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства. Результатом работы с молодыми педагогами является закрепление их в рабочем коллективе, их участие и победы в конкурсах профессионального мастерства, получение квалификационных категорий.