В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Ринат Арсланалиев из Республики Дагестан, преподаватель специальных дисциплин Колледжа инновационных технологий города Хасавюрт по специальностям «Сетевое и системное администрирование», «Информационные системы и программирование» и «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– С самого детства я мечтал помогать людям – хотел, к примеру, обучиться на хирурга. Однако это было невыполнимо по объективным причинам – я человек с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, на желание приносить пользу обществу мои особенности здоровья никак не влияли, и поэтому после окончания Хасавюртовского аграрно-экономического колледжа, где я учился по специальности «Прикладная информатика», я решил стать педагогом.
С юности я умел объяснять достаточно сложные вещи людям, которые их поначалу не понимали. Например, всегда интересовался различными гаджетами и помогал научиться пользоваться ими представителям старшего поколения – но не только им. По мере взросления я стал замечать в своем характере склонность к тому, чтобы обучать тех, кто младше меня. Это и навело меня на мысль, что мне стоит посвятить себя педагогике.
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
– В профессии педагога есть множество положительных сторон. Прежде всего, мне нравится осознавать, что я оказываю влияние на подрастающее поколение, помогаю саморазвитию и профессиональному росту своих студентов. Моя работа помогает мне творчески самореализоваться и получить заслуженное признание в моем кругу общения – мои друзья, родственники, соседи уважают меня как педагога. Не в последнюю очередь мне всегда интересно общаться с молодыми людьми и девушками, которые живо интересуются информационными технологиями.
– Расскажите о своих студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Сфера информационных технологий необыкновенно широка и разнообразна, и многие из моих студентов интересуются отраслями этой сферы, которые мне малоизвестны или неизвестны вовсе. Но я изначально построил свое общение со студентами на дружеской основе, и никогда не стесняюсь задавать им вопросы о понятиях и методах в информационных технологиях, в которых сам понимаю меньше них. Это помогает нам выстраивать дружелюбные отношения и облегчает самим студентам контакт со мной как с преподавателем.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Еще в молодости на меня произвели большое впечатление слова Льва Николаевича Толстого об учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Всегда помню эти слова и стараюсь следовать в своей работе направлению, заданному великим писателем.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я впервые принял участие в прошлом году. Тогда мне удалось занять второе место на региональном этапе. Я понимал, что мне не хватает совсем немного до вершины пьедестала, снова принял участие в этом году – и, наконец, взял первое место!
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Для моих родных и близких не имеет значения, победил я или проиграл. Для них главное – что я занимаюсь благородным делом и оно делает меня счастливым. Но, разумеется, все были очень рады моей победе, в особенности учитывая тот факт, что первое место в Республике Дагестан я взял «со второй попытки».
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Да, наш колледж является участником проекта «Профессионалитет» с 2022 года. С тех пор жизнь колледжа стала гораздо насыщеннее и интереснее. Мы сотрудничаем более чем с 45 предприятиями нашего региона, на которых наши студенты имеют возможость проходить практику в рамках этого федерального проекта. Кроме того, после вхождения в «Профессионалитет» наши студенты стали активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
– В каких именно конкурсах они участвовали? Какие занимали места?
– Я являюсь наставником для своих студентов, участвующих в Чемпионатах по профессиональному мастерству «Профессионалы» и «Абилимпикс». Мои студенты занимали в этих Чемпионатах призовые места.
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Наставником, которому я больше всего благодарен, была моя первая учительница Джамиля Асадулаевна. Она сыграла огромную роль в моей жизни. Когда я шел в первый класс, меня из-за моего состояния здоровья не взяли в школу, а решили оставить на домашнем обучении. Джамиля Асадулаевна сама взяла на себя ответственность за мое обучение, увидев во мне потенциал к развитию. Она регулярно приходила ко мне домой, тратя свое собственное время, поддерживала со мной связь по телефону, постоянно поддерживала меня, еще ребенка – и помогла мне поверить и в свои силы, и в любовь и поддержку взрослых и близких. Она служит для меня примером истинного наставника и преподавателя на всю жизнь, и я знаю, что стал наставником и преподавателем во многом благодаря ее усилиям и ее вере в меня.
– Пользуясь случаем, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Не расслабляться, трудиться и идти вперед. Кто знает, быть может, возможность стать Мастером Года выпадет вам только раз в жизни!
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– С самого детства я мечтал помогать людям – хотел, к примеру, обучиться на хирурга. Однако это было невыполнимо по объективным причинам – я человек с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, на желание приносить пользу обществу мои особенности здоровья никак не влияли, и поэтому после окончания Хасавюртовского аграрно-экономического колледжа, где я учился по специальности «Прикладная информатика», я решил стать педагогом.
С юности я умел объяснять достаточно сложные вещи людям, которые их поначалу не понимали. Например, всегда интересовался различными гаджетами и помогал научиться пользоваться ими представителям старшего поколения – но не только им. По мере взросления я стал замечать в своем характере склонность к тому, чтобы обучать тех, кто младше меня. Это и навело меня на мысль, что мне стоит посвятить себя педагогике.
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
– В профессии педагога есть множество положительных сторон. Прежде всего, мне нравится осознавать, что я оказываю влияние на подрастающее поколение, помогаю саморазвитию и профессиональному росту своих студентов. Моя работа помогает мне творчески самореализоваться и получить заслуженное признание в моем кругу общения – мои друзья, родственники, соседи уважают меня как педагога. Не в последнюю очередь мне всегда интересно общаться с молодыми людьми и девушками, которые живо интересуются информационными технологиями.
– Расскажите о своих студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Сфера информационных технологий необыкновенно широка и разнообразна, и многие из моих студентов интересуются отраслями этой сферы, которые мне малоизвестны или неизвестны вовсе. Но я изначально построил свое общение со студентами на дружеской основе, и никогда не стесняюсь задавать им вопросы о понятиях и методах в информационных технологиях, в которых сам понимаю меньше них. Это помогает нам выстраивать дружелюбные отношения и облегчает самим студентам контакт со мной как с преподавателем.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Еще в молодости на меня произвели большое впечатление слова Льва Николаевича Толстого об учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Всегда помню эти слова и стараюсь следовать в своей работе направлению, заданному великим писателем.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я впервые принял участие в прошлом году. Тогда мне удалось занять второе место на региональном этапе. Я понимал, что мне не хватает совсем немного до вершины пьедестала, снова принял участие в этом году – и, наконец, взял первое место!
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Для моих родных и близких не имеет значения, победил я или проиграл. Для них главное – что я занимаюсь благородным делом и оно делает меня счастливым. Но, разумеется, все были очень рады моей победе, в особенности учитывая тот факт, что первое место в Республике Дагестан я взял «со второй попытки».
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Да, наш колледж является участником проекта «Профессионалитет» с 2022 года. С тех пор жизнь колледжа стала гораздо насыщеннее и интереснее. Мы сотрудничаем более чем с 45 предприятиями нашего региона, на которых наши студенты имеют возможость проходить практику в рамках этого федерального проекта. Кроме того, после вхождения в «Профессионалитет» наши студенты стали активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
– В каких именно конкурсах они участвовали? Какие занимали места?
– Я являюсь наставником для своих студентов, участвующих в Чемпионатах по профессиональному мастерству «Профессионалы» и «Абилимпикс». Мои студенты занимали в этих Чемпионатах призовые места.
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Наставником, которому я больше всего благодарен, была моя первая учительница Джамиля Асадулаевна. Она сыграла огромную роль в моей жизни. Когда я шел в первый класс, меня из-за моего состояния здоровья не взяли в школу, а решили оставить на домашнем обучении. Джамиля Асадулаевна сама взяла на себя ответственность за мое обучение, увидев во мне потенциал к развитию. Она регулярно приходила ко мне домой, тратя свое собственное время, поддерживала со мной связь по телефону, постоянно поддерживала меня, еще ребенка – и помогла мне поверить и в свои силы, и в любовь и поддержку взрослых и близких. Она служит для меня примером истинного наставника и преподавателя на всю жизнь, и я знаю, что стал наставником и преподавателем во многом благодаря ее усилиям и ее вере в меня.
– Пользуясь случаем, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Не расслабляться, трудиться и идти вперед. Кто знает, быть может, возможность стать Мастером Года выпадет вам только раз в жизни!