портрет мастера

«Секрет успеха мастера – в его многогранности»

2024-08-09 13:04
В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Елена Чичигина из Донецкой Народной Республики, преподаватель методик дошкольного образования высшей квалификационной категории, преподаватель-методист Донецкого педагогического колледжа.

– Кем Вы мечтали стать в детстве? Почему решили стать педагогом?

– На выбор профессии в детстве оказывают влияние яркие события. Побывав в цирке – мечтаешь быть воздушной гимнасткой. Сходишь на балет – балерина. Пожалел котенка – и уже видишь себя в будущем ветеринаром. Когда я пошла в первый класс, у моего старшего брата жена только-только закончила педагогическое училище и начала работать воспитателем в детском саду. Мне очень хотелось быть похожей на нее: красиво говорить, знать много сказок и игр, рисовать, играть на фортепиано, проводить утренники. Так и родилась мечта стать педагогом.

– Когда Вам удалось воплотить эту мечту в реальность?

– Весь свой профессиональный опыт я приобрела в детском саду, отработав десять лет инструктором по физической культуре и тринадцать лет – воспитателем ортопедической группы. Я регулярно принимала участие в профессиональных мероприятиях и конкурсах разного уровня, и со временем поняла, что достигла максимума в своей профессии. Поэтому я решила остаться в сфере дошкольного образования, только уже в роли наставника, преподавателя. В 2016 году я перешла на работу в Донецкий педагогический колледж, где стала одновременно преподавателем, методистом по практике и руководителем академической группы. Это позволило прочувствовать все грани работы в системе среднего профессионального образования – понять, как строится метод, будучи и методистом, и преподавателем, и узнать о всех тонкостях оформления отчетности по нашей работе, как руководитель академической группы.

– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?

– На первых курсах студенты более импульсивны, эмоциональны, с обостренным чувством справедливости, считают себя «почти специалистами», однако они все еще по-хорошему непосредственны, креативны и открыты к общению. Мои студенты постоянно напоминают мне о важности сотрудничества, сопереживания и совместной радости от успехов. Они не дают мне превратиться в некий незыблемый монумент знаний, а ожидают от меня активного участия в их жизни и учебе – то есть, наставничества. И я готова к такому формату обучения.

– А был ли в Вашей профессиональной карьере наставник?

– Моими главными наставниками в жизни были мои любимые родители. Но и на профессиональном пути каждого специалиста встречаются люди, которые поддерживают его и помогают успешно двигаться к Олимпу мастерства. И я не исключение. Моими наставниками в период профессионального становления были Наталья Васильевна Губанова, методист и заведующая отделом дошкольного образования Донецкого республиканского института дополнительного высшего образования, и выдающийся педагог дошкольного образования Нина Ивановна Игнатьева. И сейчас в колледже у меня тоже есть наставник – это заместитель директора по учебной работе Ирина Григорьевна Буланкина, которая помогла мне перейти на другой уровень педагогического мастерства, от воспитателя ДОУ кпреподавателю СПО.

– Мастер года – кто это, на ваш взгляд? Из каких составляющих складывается его успех?

– Мастер года – это специалист своего дела, который не просто любит свою профессию, но и может увлечь за собой молодых людей, осваивающих ту или иную специальность. Для этого преподаватель должен обладать как общей, так и профессиональной эрудицией; быть гибким в принятии решений; владеть на высоком уровне социально-коммуникативными навыками; проявлять как лидерские качества, так и умение работать в команде. Секрет успеха Мастера года, как я бы сформулировала, складывается, как головоломка, из множества сторон его многогранной личности.

– Является ли ваш колледж участником Федерального проекта «Профессионалитет»? Как изменилась жизнь колледжа и работа педагога после того, как колледж присоединился к проекту?

– Да, Донецкий педагогический колледж является участником проекта «Профессионалитет» с 2023 года. Колледж вошел в образовательный кластер педагогических колледжей ДНР. В течение учебного года мы перешли на новые образовательные стандарты и новые учебные программы, началось обновление материально-технической базы. Вместе с коллегами прошла обучение и стажировку по дополнительной профессиональной программе «Обучение педагогических работников практическим навыкам работы на оборудовании в современных мастерских в соответствии с профилем реализуемой основной образовательной программы среднего профессионального образования» на базе Государственного университета просвещения. В мае 2024 года мы провели первый демонстрационный экзамен для выпускников по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Поэтому могу сказать, что для нашего колледжа «Профессионалитет» – это польза, развитие и стремление вперед!