портрет мастера

«Из робких первокурсников на моих глазах рождаются профессионалы»

В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Тамара Сизова из Орловской области, преподаватель Орловского техникума технологии и предпринимательства имени В. А. Русанова по специальности «Поварское и кондитерское дело».

Расскажите про Ваш путь в профессию. Кем Вы мечтали стать в детстве?

– Мой путь в профессию начался с детской мечты стать педагогом. С самого раннего возраста я любила помогать своим друзьям в учебе, разбирала с ними домашнее задание, новые темы. Все это приносило мне огромное удовольствие.

Педагогика не была моей первой профессией. Я начинала карьеру на пищевом производстве, но всегда чувствовала, как что-то важное и значимое ускользает от меня. Мне хотелось делиться знаниями и передавать свой опыт молодому поколению. Я решила заняться научной деятельностью и поступила в аспирантуру в Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. После окончания учебы пришла работать преподавателем.

Как и у любого человека, который попадает в новые условия, у меня были сложности. Я не сразу смогла найти свой стиль общения со студентами, но благодаря настойчивости и желанию я преодолела все сложности.



Что Вам нравится в профессии педагога?

– В моей профессии мне нравится то, что я день ото дня вижу результат моего труда: из робких и неумелых первокурсников моими усилиями и на моих глазах рождаются профессионалы. В моей профессии есть место творчеству, ремеслу, психологии, методике. Профессия педагога требует от человека разносторонних знаний и умений, а взамен дает ему ощущение творческого полета, радость от удачного проведенного занятия, и гордость от победы студентов на конкурсах. Общение со студентами приносит много положительных эмоций, их энергия и непосредственность «заряжают».

Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?

– Значимость профессиональных конкурсов в педагогической деятельности очень высока. Причём, не так важны победы и призы, как сама атмосфера интеллектуального напряжения и соревновательного творчества.

Я принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства. В прошлом учебном году, например, я сумела одержать победу во Всероссийском конкурсе методических разработок внеурочных мероприятий по здоровьесбережению.

В этом году решила впервые участвовать в конкурсе «Мастер года», потому что это – большой шаг вперёд в профессиональном плане, это новый бесценный опыт, новые знакомства с единомышленниками и коллегами, вызов самой себе. Я ездила осенью в Калугу, где посетила мастер-класс Ивана Зарубина – победителя конкурса Мастер года в 2023 году, и его советы мне очень помогли при выступлении на региональном этапе конкурса в Орловской области.

Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога? Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?

– С 2023 года наш техникум, как сетевая организация, участник федерального проекта «Профессионалитет» образовательного кластера «Туризм и сервис». На мой взгляд, главным достоинством проекта является его гибкость, ведь он предусматривает постоянное обновление образовательных программ с учетом меняющихся требований рынка труда. Очень важна возможность обновления материально-технической базы, которая модернизируется и более тесно интегрируется с экономикой. Работодатели теперь и инвесторы, и участники образовательного процесса. Студенты обучаются, решая реальные производственные задачи, и поэтому способны генерировать новые идеи и предлагать инновационные решения. Нельзя не отметить равноправное партнерство студентов образовательных организаций, входящих в кластер.

Позитивные глобальные перемены, которые просто нельзя не заметить, ощутила и я, как педагог.В рамках работы в кластере мне удалось пройти курсы по дополнительной профессиональной программе «Обучение педагогических работников навыкам работы на оборудовании в современных мастерских» и посетить стажировку на базе Курского техникума технологии и сервиса со сдачей демонстрационного экзамена. На собственном примере я ощутила усиление практико-ориентированной составляющей профессиональной подготовки, которая максимально приближена к условиям производственной деятельности.

Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?

– Я являюсь экспертом с правом проведения региональных чемпионатов «Профессионалы» по компетенциям «Поварское дело» и «Администрирование отелей», а также чемпионата «Абилимпикс». Ежегодно готовлю студентов к этим соревнованиям, и наши участники неоднократно становились победителями и призерами региональных этапов.



2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года? Были или есть ли у Вас наставник?

– Год педагога и наставника способствовал росту уважения в обществе к нашей профессии, а это очень важно. Ведь жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души, и педагог достоин всеобщей благодарности. Думаю, каждый педагог в стране, так или иначе, стал причастным к событиям этого года. Для меня он стал значимым: я активно участвовала в научно-практических конференциях, публиковала статьи в сборниках. Кроме того, я стала победителем регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Также я была награждена дипломом 1 степени за участие во Всероссийской конференции-конкурсе «Приоритетные направления совершенствования среднего профессионального образования».

Большим достижением в 2023 году для меня стало наставничество студентки – участницы финала Всероссийского конкурса «Большая перемена». Мы прошли с ней вместе полугодовой путь, состоящий из множества конкурсных заданий, тестов и вызовов. И, хоть в финале моя наставляемая не победила, но приз в 200 000 рублей и путешествие на Байкал стали приятным подарком.

Вы рассказали о вашем опыте наставничества. А был ли в вашей жизни такой наставник?

– Мои родители с институтской скамьи мне повторяли: «Не хватает знаний, ресурсов и энергии – найди наставника!». В жизни много внешней мотивации, но никто нам не говорит, как работать с внутренней мотивацией. Внешней мотивации хватает ненадолго, а далее мы должны поддерживать этот внутренний огонь самостоятельно. И когда ты не знаешь, как это сделать, наставник просто необходим. У меня были и сейчас есть наставники, которые задают вектор моему профессиональному движению. О них я могу рассказывать долго и с удовольствием. Мне повезло, что в техникуме меня поддерживают, помогают и наставляют опытные педагоги. Они зарядили меня всем необходимым для старта в конкурсе, курировали мою подготовку, дали много полезных советов. Мы работаем как единая команда.