В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Наталья Гараева из Татарстана, преподаватель Казанского энергетического колледжа по специальности «Электрические станции, сети и системы».
– Расскажите о Вашем пути в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Я училась в физико-математическом классе и планировала получить инженерную специальность. Однако, получив образование в Казанском энергетическом университете по специальности «Электромеханика», я решила попробовать себя в педагогической деятельности и пришла на работу в Казанский энергетический колледж. И ни разу не пожалела о своем выборе – педагогика для меня стала любимой профессией. Лев Николаевич Толстой писал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное! Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Мне кажется, в этой фразе как нельзя лучше сформулировано для меня значение педагогики в моей жизни.
–Были ли на Вашем профессиональном пути сложности и как Вы их преодолели?
– Как любому молодому преподавателю, в начале моего профессионального пути мне не хватало опыта. Все самое лучшее я брала у своих коллег и с ними же делилась своими педагогическими открытиями. Чтобы повысить свое педагогическое мастерство, я прошла обучение в Казанском (Приволжском) федеральном университете по направлению «Обществоведческое образование».
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
– Профессия педагога мне нравится тем, что она предполагает непрерывное интеллектуальное движение вверх длиною во всю жизнь, поскольку во время своих занятий я не только обучаю других, но и активно учусь сама. На своих уроках я люблю предлагать студентам интерактивные задания, головоломки, требующие нестандартного подхода в их решении, применять цифровые технологии, обеспечивающие яркую и современную подачу информации.
Кроме того, люблю взаимодействовать со студентами не только на занятиях, но и после них, с увлечением поддерживаю огонек интереса в их умах и сердцах к преподаваемому мной предмету, радуюсь профессиональному росту ребят.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– На мой взгляд, современный педагог – это активный, целеустремленный, уверенный в себе, постоянно развивающийся специалист, мудрый наставник, друг и помощник для своих учеников, сочетающий в себе не только профессиональные, но и выдающиеся личностные качества. Я думаю, что какие бы методы и педагогические технологии ни применял педагог, его влияние на духовный мир студентов будет определяющим, поэтому среди личностных качеств современного педагога я хочу выделить доброжелательность, справедливость, чувство юмора, оптимизм, этичность и эмпатию. Для того, чтобы обладать этими качествами, педагогу необходимо быть интеллигентным и духовно богатым человеком. Конечно же, все это должно базироваться и на профессиональной компетентности, которая выражает единство теоретической и практической подготовленности преподавателя и характеризует его профессионализм.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Моим педагогическим кредо является высказывание философа Иммануила Канта: «Не мыслям нужно учить, а мыслить». В обучении гораздо важнее научить студентов строить собственные гипотезы и проверять их на практике, получая бесценный опыт. В связи с этим педагог представляется мне проводником по пути научного познания, поэтому в своей ежедневной практике я руководствуюсь правилом: не стоит механически загружать память ученика набором сведений – лучше показать, где и как можно найти нужную информацию и применить с пользой для себя и окружающих. Мотивировать, поддерживать, направлять – вот наши основные задачи.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я участвую впервые. В этом году я твердо решила бросить вызов самой себе и попробовать покорить такую профессиональную вершину. Мне интересно не только поделиться накопленным опытом с коллегами, но и обогатиться новыми знаниями, получить новый опыт, поставить перед собой креативные цели и задачи на предстоящий учебный год и обязательно решить их.
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Моя победа в региональном этапе – это мое профессиональное признание, личное и общественное. Это радостное событие для меня, моей семьи и коллег. Я получила колоссальное количество сообщений и звонков с поздравлениями от близких, сотрудников и студентов. Отношусь к своей победе с большим уважением, ведь за ней стоит огромный труд всего колледжа, творческой команды моих коллег, которые меня очень поддерживают.
В то же время я понимаю, что эта победа – большая ответственность, ведь мне предстоит представлять Республику Татарстан на финальном этапе конкурса.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Помимо своей основной деятельности преподавателя я возглавляю команду по организации и проведению региональных этапов Национальных чемпионатов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Электромонтаж» в Республике Татарстан. Я – национальный и технический эксперт Чемпионатов «Абилимпикс», а с 2019 года также являюсь наставником для студентов по вышеупомянутой компетенции. Мои студенты регулярно занимают призовые места в Чемпионате «Абилимпикс». Мы гордимся тем, что 7 человек – члены сборной Республики Татарстан – представляли наш регион в финале Национального чемпионата «Абилимпикс» и стали победителями и призерами, продемонстрировав качественный уровень подготовки, высокий уровень профессиональных компетенций и безупречное мастерство. Наши ребята завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали. А также наши участники вошли в состав Национальной сборной Российской Федерации. В этом году мною также подготовлены победители Региональных этапов Национального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции «Электромонтаж» и «Электроника».
– Расскажите, есть ли в Вашей жизни наставник и как он Вам помог?
– Я считаю, что роль опытных коллег очень важна. Мне повезло с наставниками. Начиная с самого первого дня моего преподавания, я чувствовала их поддержку и прислушивалась к их советам. Они с удовольствием делились своим опытом и являлись примером для меня. Моим наставником на работе является преподаватель нашего колледжа Екатерина Владимировна Староверова. Я благодарна ей за ее мудрые советы и поддержку.
Однако главным наставником для меня с самого начала профессионального пути был мой родной дядя, Ильдар Давлеевич – учитель географии, кандидат педагогических наук. Он всегда был для меня примером профессионального мастерства и человеческой незаурядности. Это человек, который прошел большой путь от обычного учителя до руководителя образовательного учреждения. И именно он порекомендовал мне после окончания университета идти преподавать в колледж.
– Расскажите о Вашем пути в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Я училась в физико-математическом классе и планировала получить инженерную специальность. Однако, получив образование в Казанском энергетическом университете по специальности «Электромеханика», я решила попробовать себя в педагогической деятельности и пришла на работу в Казанский энергетический колледж. И ни разу не пожалела о своем выборе – педагогика для меня стала любимой профессией. Лев Николаевич Толстой писал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное! Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Мне кажется, в этой фразе как нельзя лучше сформулировано для меня значение педагогики в моей жизни.
–Были ли на Вашем профессиональном пути сложности и как Вы их преодолели?
– Как любому молодому преподавателю, в начале моего профессионального пути мне не хватало опыта. Все самое лучшее я брала у своих коллег и с ними же делилась своими педагогическими открытиями. Чтобы повысить свое педагогическое мастерство, я прошла обучение в Казанском (Приволжском) федеральном университете по направлению «Обществоведческое образование».
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
– Профессия педагога мне нравится тем, что она предполагает непрерывное интеллектуальное движение вверх длиною во всю жизнь, поскольку во время своих занятий я не только обучаю других, но и активно учусь сама. На своих уроках я люблю предлагать студентам интерактивные задания, головоломки, требующие нестандартного подхода в их решении, применять цифровые технологии, обеспечивающие яркую и современную подачу информации.
Кроме того, люблю взаимодействовать со студентами не только на занятиях, но и после них, с увлечением поддерживаю огонек интереса в их умах и сердцах к преподаваемому мной предмету, радуюсь профессиональному росту ребят.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– На мой взгляд, современный педагог – это активный, целеустремленный, уверенный в себе, постоянно развивающийся специалист, мудрый наставник, друг и помощник для своих учеников, сочетающий в себе не только профессиональные, но и выдающиеся личностные качества. Я думаю, что какие бы методы и педагогические технологии ни применял педагог, его влияние на духовный мир студентов будет определяющим, поэтому среди личностных качеств современного педагога я хочу выделить доброжелательность, справедливость, чувство юмора, оптимизм, этичность и эмпатию. Для того, чтобы обладать этими качествами, педагогу необходимо быть интеллигентным и духовно богатым человеком. Конечно же, все это должно базироваться и на профессиональной компетентности, которая выражает единство теоретической и практической подготовленности преподавателя и характеризует его профессионализм.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Моим педагогическим кредо является высказывание философа Иммануила Канта: «Не мыслям нужно учить, а мыслить». В обучении гораздо важнее научить студентов строить собственные гипотезы и проверять их на практике, получая бесценный опыт. В связи с этим педагог представляется мне проводником по пути научного познания, поэтому в своей ежедневной практике я руководствуюсь правилом: не стоит механически загружать память ученика набором сведений – лучше показать, где и как можно найти нужную информацию и применить с пользой для себя и окружающих. Мотивировать, поддерживать, направлять – вот наши основные задачи.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я участвую впервые. В этом году я твердо решила бросить вызов самой себе и попробовать покорить такую профессиональную вершину. Мне интересно не только поделиться накопленным опытом с коллегами, но и обогатиться новыми знаниями, получить новый опыт, поставить перед собой креативные цели и задачи на предстоящий учебный год и обязательно решить их.
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Моя победа в региональном этапе – это мое профессиональное признание, личное и общественное. Это радостное событие для меня, моей семьи и коллег. Я получила колоссальное количество сообщений и звонков с поздравлениями от близких, сотрудников и студентов. Отношусь к своей победе с большим уважением, ведь за ней стоит огромный труд всего колледжа, творческой команды моих коллег, которые меня очень поддерживают.
В то же время я понимаю, что эта победа – большая ответственность, ведь мне предстоит представлять Республику Татарстан на финальном этапе конкурса.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Помимо своей основной деятельности преподавателя я возглавляю команду по организации и проведению региональных этапов Национальных чемпионатов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Электромонтаж» в Республике Татарстан. Я – национальный и технический эксперт Чемпионатов «Абилимпикс», а с 2019 года также являюсь наставником для студентов по вышеупомянутой компетенции. Мои студенты регулярно занимают призовые места в Чемпионате «Абилимпикс». Мы гордимся тем, что 7 человек – члены сборной Республики Татарстан – представляли наш регион в финале Национального чемпионата «Абилимпикс» и стали победителями и призерами, продемонстрировав качественный уровень подготовки, высокий уровень профессиональных компетенций и безупречное мастерство. Наши ребята завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали. А также наши участники вошли в состав Национальной сборной Российской Федерации. В этом году мною также подготовлены победители Региональных этапов Национального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции «Электромонтаж» и «Электроника».
– Расскажите, есть ли в Вашей жизни наставник и как он Вам помог?
– Я считаю, что роль опытных коллег очень важна. Мне повезло с наставниками. Начиная с самого первого дня моего преподавания, я чувствовала их поддержку и прислушивалась к их советам. Они с удовольствием делились своим опытом и являлись примером для меня. Моим наставником на работе является преподаватель нашего колледжа Екатерина Владимировна Староверова. Я благодарна ей за ее мудрые советы и поддержку.
Однако главным наставником для меня с самого начала профессионального пути был мой родной дядя, Ильдар Давлеевич – учитель географии, кандидат педагогических наук. Он всегда был для меня примером профессионального мастерства и человеческой незаурядности. Это человек, который прошел большой путь от обычного учителя до руководителя образовательного учреждения. И именно он порекомендовал мне после окончания университета идти преподавать в колледж.