В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Алексеем Нуруллиным, преподавателем Томского техникума водного транспорта и судоходства по специальностям «Моторист», «Теория устройства судна», «Такелажные работы».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Еще с малых лет меня манила река – ведь родился и вырос я на Оби, самой широкой реке России. И именно она сформировала не только мои детские мечты стать капитаном корабля, но и, как оказалось в будущем, мой жизненный путь от студента до преподавателя Томского техникума водного транспорта и судоходства. Проработав в должности старшего помощника капитана и изучив особенности профессии, я понял, что могу не только успешно и эффективно работать на занимаемой должности, но и передавать свои знания и опыт будущим специалистам.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Профессия педагога многогранна, ведь для своих студентов ты не просто «учитель», но также их наставник, просветитель и друг. Мне нравится передавать свой опыт, знания молодому поколению, также мне нравятся их эмоции, с которыми они реагируют на успехи в учебе и практике. Я всегда открыт для своих студентов, они могут обратиться ко мне в любой момент, даже вне учебного времени – я всегда помогу советом.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Современный педагог должен обладать следующими навыками и качествами. Прежде всего, педагогическим мастерством – то есть владеть различными методиками обучения и уметь стимулировать своих студентов. Важны и организационные навыки – нужно уметь грамотно организовать учебный процесс, распределив время и ресурсы, как свои собственные, так и учеников. При этом необходимо быть адаптивным – не оставаться в привычных рамках, повторяя из года в год одни и те же формулировки, а меняться вместе с образовательной средой и потребностями учеников, искать и находить инновационные методы обучения, чтобы уроки были интересными, а учебный процесс – захватывающим.
Но это лишь сугубо профессиональные качества педагога. Помимо этого, нужно быть человеком, которому студенты готовы доверять. Нужно понимать потребности, интересы и проблемы учеников, проявлять внимание и заботу, чтобы создать поддерживающую атмосферу в классе. И в то же время быть терпеливым к студентам, каждый из которых имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. Конечно, нужно обладать развитыми коммуникативными навыками, ведь педагог общается и со студентами, и с их родителями, а также со своими коллегами и с представителями администрации образовательного учреждения – а это все разные «регистры» общения.
Наконец, необходимо осознавать свою ответственность за будущее учеников и постоянно стремиться внести полезный вклад в их жизнь и образование.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты – это ребята первого и второго курса, в основном мужской контингент. Эти парни – будущие профессионалы, и именно от педагога зависит, насколько хорошими специалистами они станут. Поэтому в первую очередь мои студенты учат меня ответственности за каждое мое слово и действие. И не стоит забывать, что обучение – это взаимный процесс, где и преподаватель, и студент могут учиться друг у друга.
Именно студенты заставляют нас, преподавателей, быть такими, какие мы есть. И я благодарен им за это. Ведь они закалили меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимым к ошибкам других, но требовательным к самому себе. Воспитывая их, я изменился сам.
Вот уже второй год я работаю в техникуме. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Век живи – век учись!»
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Это мой первый опыт участия в таком масштабном конкурсе профессионального мастерства. У нас в техникуме очень активно развито Чемпионатное движение, и наши ребята ежегодно показывают высокие результаты не только на региональных соревнованиях, но так же и на всероссийских. Я являюсь одним из наставников этого движения, подготавливаю ребят к такелажным работам. А чтобы воспитывать чемпионов – надо самому быть чемпионом, чтобы студенты брали пример с преподавателя.
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Слово «мастер» происходит от латинского «magister», что в переводе означает «наставник» и указывает на еще одно достоинство и высокую квалификацию мастера – быть учителем для учеников не только в своем деле, но и в жизни в целом. Мастер года должен быть целеустремленным, уверенным в себе, харизматичным, уметь находить общий язык с другими людьми, быть лидером и уметь направлять людей на общее дело. Успех его складывается из поддержки, которую дает его семья, коллеги, и, конечно, из его собственных умений и знаний.
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Еще с малых лет меня манила река – ведь родился и вырос я на Оби, самой широкой реке России. И именно она сформировала не только мои детские мечты стать капитаном корабля, но и, как оказалось в будущем, мой жизненный путь от студента до преподавателя Томского техникума водного транспорта и судоходства. Проработав в должности старшего помощника капитана и изучив особенности профессии, я понял, что могу не только успешно и эффективно работать на занимаемой должности, но и передавать свои знания и опыт будущим специалистам.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Профессия педагога многогранна, ведь для своих студентов ты не просто «учитель», но также их наставник, просветитель и друг. Мне нравится передавать свой опыт, знания молодому поколению, также мне нравятся их эмоции, с которыми они реагируют на успехи в учебе и практике. Я всегда открыт для своих студентов, они могут обратиться ко мне в любой момент, даже вне учебного времени – я всегда помогу советом.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Современный педагог должен обладать следующими навыками и качествами. Прежде всего, педагогическим мастерством – то есть владеть различными методиками обучения и уметь стимулировать своих студентов. Важны и организационные навыки – нужно уметь грамотно организовать учебный процесс, распределив время и ресурсы, как свои собственные, так и учеников. При этом необходимо быть адаптивным – не оставаться в привычных рамках, повторяя из года в год одни и те же формулировки, а меняться вместе с образовательной средой и потребностями учеников, искать и находить инновационные методы обучения, чтобы уроки были интересными, а учебный процесс – захватывающим.
Но это лишь сугубо профессиональные качества педагога. Помимо этого, нужно быть человеком, которому студенты готовы доверять. Нужно понимать потребности, интересы и проблемы учеников, проявлять внимание и заботу, чтобы создать поддерживающую атмосферу в классе. И в то же время быть терпеливым к студентам, каждый из которых имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. Конечно, нужно обладать развитыми коммуникативными навыками, ведь педагог общается и со студентами, и с их родителями, а также со своими коллегами и с представителями администрации образовательного учреждения – а это все разные «регистры» общения.
Наконец, необходимо осознавать свою ответственность за будущее учеников и постоянно стремиться внести полезный вклад в их жизнь и образование.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты – это ребята первого и второго курса, в основном мужской контингент. Эти парни – будущие профессионалы, и именно от педагога зависит, насколько хорошими специалистами они станут. Поэтому в первую очередь мои студенты учат меня ответственности за каждое мое слово и действие. И не стоит забывать, что обучение – это взаимный процесс, где и преподаватель, и студент могут учиться друг у друга.
Именно студенты заставляют нас, преподавателей, быть такими, какие мы есть. И я благодарен им за это. Ведь они закалили меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимым к ошибкам других, но требовательным к самому себе. Воспитывая их, я изменился сам.
Вот уже второй год я работаю в техникуме. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Век живи – век учись!»
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Это мой первый опыт участия в таком масштабном конкурсе профессионального мастерства. У нас в техникуме очень активно развито Чемпионатное движение, и наши ребята ежегодно показывают высокие результаты не только на региональных соревнованиях, но так же и на всероссийских. Я являюсь одним из наставников этого движения, подготавливаю ребят к такелажным работам. А чтобы воспитывать чемпионов – надо самому быть чемпионом, чтобы студенты брали пример с преподавателя.
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Слово «мастер» происходит от латинского «magister», что в переводе означает «наставник» и указывает на еще одно достоинство и высокую квалификацию мастера – быть учителем для учеников не только в своем деле, но и в жизни в целом. Мастер года должен быть целеустремленным, уверенным в себе, харизматичным, уметь находить общий язык с другими людьми, быть лидером и уметь направлять людей на общее дело. Успех его складывается из поддержки, которую дает его семья, коллеги, и, конечно, из его собственных умений и знаний.