В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Александром Сойма, мастером производственного обучения Псковского политехнического колледжа по специальности «Сварочные технологии».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом? Были ли в Вашей жизни наставники, которые помогли определиться с выбором профессии?
– Я довольно рано, еще подростком, начал задумываться о своем будущем, а именно – о том, кем я буду работать. Хотелось быть самостоятельным человеком, прочно стоять на ногах. Для этого – решил я – нужно овладеть рабочей профессией. После 11 класса поступил в Профессиональный лицей № 12 в Пскове на специальность сварщика, так как эта профессия и интересна, и востребована. Год пролетел незаметно, учиться было увлекательно, особенно мне нравились уроки производственного обучения. Хотелось так же красиво и легко, как мастер Владимир Анатольевич Никитин, выполнять любые швы. Производственная практика на предприятии «Псковстройтранс», где я занимался ремонтом грузовых автомобилей, дала очень много. Наставник Вадим Иванович, выпускник нашего лицея, раскрыл массу секретов профессионального мастерства.Наверное, не случайно именно мне предложили остаться в лицее в качестве мастера производственного обучения. Я почти сразу согласился, почувствовав, что мне уже есть чему научить первокурсников. Ускорило решение приобретение современного оборудования и ремонт мастерских.
С какой гордостью 1-го сентября я привел ребят в мастерские! И хотя мне поначалу непривычно было ощущать себя в роли учителя, мне очень приятно было видеть их энтузиазм и чувствовать полное внимание и доверие к себе.
– С какими трудностями Вы столкнулись на профессиональном пути и как их преодолели?
– Только на собственном опыте я понял, сколько терпения требует работа мастера производственного обучения. Учиться приходят самые разные ребята. Многим требуется совет старшего в решении их проблем. Иным не хватает внимания взрослых или широты кругозора. Нередко приходится преодолевать их равнодушие к учебе. Много сил нужно приложить, чтобы приучить ребят к дисциплине, научить уважать друг друга, бережно относиться к оборудованию и инструменту. Сначала испуганные и робкие, некоторые из них преждевременно начинают считать, что уже все умеют, что любая работа им по плечу. Приходится доказывать, что нужно приложить много сил, чтобы достичь совершенства. Нужно отдельно объяснять, насколько важны теоретические знания, как они помогают на практике.
Но уже на втором году работы – в 2014 году – я увидел результат своего труда: мой ученик Виктор занял первое место среди студентов в областном конкурсе сварщиков. Да и я в грязь лицом не ударил: взял первое место среди мастеров производственного обучения!В очередной раз наш колледж оказался на высоте!
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?
– Хороший преподаватель не только знает свой предмет, но и умеет объяснять информацию структурно, то есть строит урок так, что вначале все вместе ставят цель, потом изучают новую тему, а затем обсуждают полученные знания. Хорошего педагога отличает манера общения. Умение устанавливать и поддерживать контакт, вести диалог, выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию. Стремление к непрерывному обучению и развитию; адаптивность к изменяющимся условиям – ещё два ключевых качества современного педагога.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Есть всего два дела в жизни, сделай хоть одно: или то, что сам ты знаешь, передай другим, или то, чего не знаешь, от других возьми!
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В 2012 и 2019 годах я принимал участие в региональном конкурсе профессионального педагогического мастерства и оба раза занял третье место. В 2024 году, с учетом предыдущего опыта, решил принять участие во Всероссийском конкурсе «Мастер года» и стал победителем в своем регионе. Рад, что именно мне выпала честь представлять Псковскую область в финале!
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Это человек с мощной харизмой. Целеустремленный лидер, ведущий за собой, мотивирующий своих учеников. Он открыт всему новому, постоянно экспериментирует, анализирует, создает идеи и воплощает их в жизнь.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» проводится в Псковской области с 2023 года. Наши студенты заняли первое и третье места ПО компетенции «Сварочные технологии» в 2023 году, первое и второе места в 2024 году. После участия в отборочных этапах по компетенции «Сварочные технологии» наш колледж начал закупать современное сварочное оборудование и необходимые материалы. Я как преподаватель и мастер производственного обучения стал уделять больше внимания и времени для профессиональной подготовки своих учащихся. Всероссийское чемпионатное движение на деле помогает нашему и многим другим колледжам и техникумам страны. Огромное спасибо его создателям и организаторам!
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом? Были ли в Вашей жизни наставники, которые помогли определиться с выбором профессии?
– Я довольно рано, еще подростком, начал задумываться о своем будущем, а именно – о том, кем я буду работать. Хотелось быть самостоятельным человеком, прочно стоять на ногах. Для этого – решил я – нужно овладеть рабочей профессией. После 11 класса поступил в Профессиональный лицей № 12 в Пскове на специальность сварщика, так как эта профессия и интересна, и востребована. Год пролетел незаметно, учиться было увлекательно, особенно мне нравились уроки производственного обучения. Хотелось так же красиво и легко, как мастер Владимир Анатольевич Никитин, выполнять любые швы. Производственная практика на предприятии «Псковстройтранс», где я занимался ремонтом грузовых автомобилей, дала очень много. Наставник Вадим Иванович, выпускник нашего лицея, раскрыл массу секретов профессионального мастерства.Наверное, не случайно именно мне предложили остаться в лицее в качестве мастера производственного обучения. Я почти сразу согласился, почувствовав, что мне уже есть чему научить первокурсников. Ускорило решение приобретение современного оборудования и ремонт мастерских.
С какой гордостью 1-го сентября я привел ребят в мастерские! И хотя мне поначалу непривычно было ощущать себя в роли учителя, мне очень приятно было видеть их энтузиазм и чувствовать полное внимание и доверие к себе.
– С какими трудностями Вы столкнулись на профессиональном пути и как их преодолели?
– Только на собственном опыте я понял, сколько терпения требует работа мастера производственного обучения. Учиться приходят самые разные ребята. Многим требуется совет старшего в решении их проблем. Иным не хватает внимания взрослых или широты кругозора. Нередко приходится преодолевать их равнодушие к учебе. Много сил нужно приложить, чтобы приучить ребят к дисциплине, научить уважать друг друга, бережно относиться к оборудованию и инструменту. Сначала испуганные и робкие, некоторые из них преждевременно начинают считать, что уже все умеют, что любая работа им по плечу. Приходится доказывать, что нужно приложить много сил, чтобы достичь совершенства. Нужно отдельно объяснять, насколько важны теоретические знания, как они помогают на практике.
Но уже на втором году работы – в 2014 году – я увидел результат своего труда: мой ученик Виктор занял первое место среди студентов в областном конкурсе сварщиков. Да и я в грязь лицом не ударил: взял первое место среди мастеров производственного обучения!В очередной раз наш колледж оказался на высоте!
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?
– Хороший преподаватель не только знает свой предмет, но и умеет объяснять информацию структурно, то есть строит урок так, что вначале все вместе ставят цель, потом изучают новую тему, а затем обсуждают полученные знания. Хорошего педагога отличает манера общения. Умение устанавливать и поддерживать контакт, вести диалог, выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию. Стремление к непрерывному обучению и развитию; адаптивность к изменяющимся условиям – ещё два ключевых качества современного педагога.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Есть всего два дела в жизни, сделай хоть одно: или то, что сам ты знаешь, передай другим, или то, чего не знаешь, от других возьми!
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В 2012 и 2019 годах я принимал участие в региональном конкурсе профессионального педагогического мастерства и оба раза занял третье место. В 2024 году, с учетом предыдущего опыта, решил принять участие во Всероссийском конкурсе «Мастер года» и стал победителем в своем регионе. Рад, что именно мне выпала честь представлять Псковскую область в финале!
– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Это человек с мощной харизмой. Целеустремленный лидер, ведущий за собой, мотивирующий своих учеников. Он открыт всему новому, постоянно экспериментирует, анализирует, создает идеи и воплощает их в жизнь.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» проводится в Псковской области с 2023 года. Наши студенты заняли первое и третье места ПО компетенции «Сварочные технологии» в 2023 году, первое и второе места в 2024 году. После участия в отборочных этапах по компетенции «Сварочные технологии» наш колледж начал закупать современное сварочное оборудование и необходимые материалы. Я как преподаватель и мастер производственного обучения стал уделять больше внимания и времени для профессиональной подготовки своих учащихся. Всероссийское чемпионатное движение на деле помогает нашему и многим другим колледжам и техникумам страны. Огромное спасибо его создателям и организаторам!