В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Тамара Ларина, преподаватель Астраханского государственного политехнического колледжа по специальностям «Туризм», «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Кем я только не мечтала стать в детстве: врачом, певицей, дизайнером одежды и, конечно, учителем! Именно те детские мечты, а также восхищение моей учительницей, послужили отправной точкой в долгом пути к профессии.
В нашей семье не было педагогов, но родители были внимательны и старались направлять мои увлечения и начинания в правильное русло. Хотя мама не была педагогом по профессии, она всегда умело доносила до меня учебный материал, если с ним возникали трудности в школе. Точные науки помогал осваивать папа – мягко, в доходчивой и неназидательной форме, объясняя законы алгебры и геометрии. Очень благодарна своим родителям за то, что они всегда меня поддерживали!
В профессию преподавателя я пришла не сразу. Закончив Астраханский государственный политехнический колледж по специальности «Товароведение», поступила в институт на специальность «Менеджмент организации». Мой отец считал, что я должна сделать карьеру в торговле. В 2000-х годах это направление было очень популярным. Но после окончания ВУЗа я пришла в колледж, в котором училась, и узнала о наличии вакантных часов. Детская места осуществилась! В 21 год я стала преподавателем. Моей целью было работать с детьми, видеть их профессиональные навыки, сопереживать им в неудачах, радоваться каждому их достижению.
– С какими трудностями Вы столкнулись на начальном этапе, когда только пришли в профессию?
– Чтобы стать педагогом, недостаточно прослушанных лекционных часов. И, наверное, самой главной моей проблемой поначалу стало не заполнение документации и даже не проведение лекций, а отсутствие возрастного барьера между мной и студентами – особенно это касалось старших курсов. Они воспринимали меня как ровесницу, и поэтому при объяснении материала старались задавать каверзные вопросы. Но все же мне удалось установить границы, не теряя при этом их уважения и доверия.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Искать и находить действенные методики преподавания. Определять, как лучше преподнести материал, какой интересный и эффективный формат работы выбрать, чем проиллюстрировать темы, не забыв при этом объяснить важность предмета, его практическое применение в реальной жизни – и это далеко не полный перечень того, что я люблю в своей работе. А еще мне нравится развивать у студентов навык самостоятельной работы, прививать любовь к знаниям вообще и к отдельному предмету в частности, помогать формировать личность профессионала на самом начальном этапе, закладывая в него правильные принципы и устои.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– За время своей работы я пришла к выводу, что устойчивого положительного результата можно добиться, если работаешь по принципу: «Обучая себя, обучишь и студента». Это и является главной целью моей педагогической деятельности. Учиться самой и учить своих студентов всему тому, что знаю сама.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Кластер «Туризм и сфера услуг» федерального проекта «Профессионалитет» открылся на базе Астраханского государственного политехнического колледжа в 2024 году. Проект открывает широкие перспективы для модернизации профессионального образования и позволяет будущим специалистам, обучающимся по программам «Профессионалитета», освоить наиболее перспективные профессии и без проблем выйти на рынок труда.
В рамках федерального проекта в нашем колледже создана команда Амбассадоров Профессионалитета, в состав которой вошли студенты моей группы. Я не просто поддерживаю их инициативу, как педагог и наставник, но и с удовольствием присоединяюсь к их начинаниям.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– С моими студентами в этом году мы приняли участие в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля» и стали победителями регионального этапа. А еще мои студенты специальности «Гостиничное дело» заняли второе место во Всероссийском конкурсе проектов Института гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы «Туризм и гостеприимство: территория молодежных идей», где я также выступала в роли наставника.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год был насыщенным и ярким. Вместе со своими студентами я приняла участие во множестве мероприятий, расскажу лишь о некоторых из них. В рамках проведения августовских педагогических совещаний 2023 года я выступала с докладом «Опыт взаимодействия с представителями сферы туризма и индустрии гостеприимства в рамках организации и проведения соревнований по профессиональному мастерству», в котором говорила об актуальных вопросах и перспективах проведения Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Также я принимала участие в Международном практикуме «Гибкие навыки педагога как лидера». Участвовала во Всероссийском форуме обобщения педагогического опыта и наставничества по направлениям «Современные образовательные технологии, в том числе и авторские» и «Эффективные средства обучения». В качестве наставника одной из рабочих групп была приглашена на Молодежный образовательный форум Южного федерального округа «БерегА». Выступила наставником призера в номинации «Творческая личность» на региональном этапе Российской национальной премии «Студент года – 2023», где мой подопечный занял третье место.
Но особое впечатление на меня произвело участие в подготовке студентов во Всероссийском конкурсе школьных и студенческих постановок театра «Знание. Театр». Постановка Политехнического колледжа была признана лучшей в Астраханской области и стала лауреатом Всероссийского конкурса с правом выступать на сцене одного из театров региона. Безмерно счастлива, что смогла помочь многим участникам подготовиться!
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Да, и я считаю, что с наставником мне очень повезло! Человек, который рядом со мной с самого первого класса и до сих пор является моим непосредственным руководителем, другом и наставником – моя учительница Наталья Викторовна Корнейченко. Именно благодаря ее чуткому отношению, пониманию и добрым советам мой путь в профессии сложился очень легко. Глядя на нее, я понимала, что все преодолимо. Случались моменты выгорания, были и эпизоды недопонимания с коллегами и студентами, но, несмотря на все это, я шла вперед, всегда равняясь на своего учителя. Наталья Викторовна — профессионал с большим опытом работы в педагогике, и на протяжении долгих лет я учусь и буду продолжать учиться у нее. Ее коммуникабельность, способность выстраивать доверительные отношения с коллегами, студентами всегда служат для меня примером.
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе? Как отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– С малых лет мои дети интересовались моей профессиональной деятельностью. Когда я участвую в конкурсах профессионального мастерства, вся семья поддерживает и «болеет» за меня, как в спортивных состязаниях. Это и моральная поддержка, и даже физическая, ведь иногда просто не бывает сил – тогда сын и дочь берут часть домашних дел на себя. Без своих близких, мне кажется, не прошла бы и половину пути.
Когда мои близкие узнали о том, что я победила в региональном этапе Конкурса, все поняли – это была наша общая победа. Мой главный критик и в то же время мотиватор – мой сын, узнав, что я победила, воскликнул: «Мамочка, ты мой герой-победитель! Я люблю тебя». Это и было для меня наивысшей наградой.
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Кем я только не мечтала стать в детстве: врачом, певицей, дизайнером одежды и, конечно, учителем! Именно те детские мечты, а также восхищение моей учительницей, послужили отправной точкой в долгом пути к профессии.
В нашей семье не было педагогов, но родители были внимательны и старались направлять мои увлечения и начинания в правильное русло. Хотя мама не была педагогом по профессии, она всегда умело доносила до меня учебный материал, если с ним возникали трудности в школе. Точные науки помогал осваивать папа – мягко, в доходчивой и неназидательной форме, объясняя законы алгебры и геометрии. Очень благодарна своим родителям за то, что они всегда меня поддерживали!
В профессию преподавателя я пришла не сразу. Закончив Астраханский государственный политехнический колледж по специальности «Товароведение», поступила в институт на специальность «Менеджмент организации». Мой отец считал, что я должна сделать карьеру в торговле. В 2000-х годах это направление было очень популярным. Но после окончания ВУЗа я пришла в колледж, в котором училась, и узнала о наличии вакантных часов. Детская места осуществилась! В 21 год я стала преподавателем. Моей целью было работать с детьми, видеть их профессиональные навыки, сопереживать им в неудачах, радоваться каждому их достижению.
– С какими трудностями Вы столкнулись на начальном этапе, когда только пришли в профессию?
– Чтобы стать педагогом, недостаточно прослушанных лекционных часов. И, наверное, самой главной моей проблемой поначалу стало не заполнение документации и даже не проведение лекций, а отсутствие возрастного барьера между мной и студентами – особенно это касалось старших курсов. Они воспринимали меня как ровесницу, и поэтому при объяснении материала старались задавать каверзные вопросы. Но все же мне удалось установить границы, не теряя при этом их уважения и доверия.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Искать и находить действенные методики преподавания. Определять, как лучше преподнести материал, какой интересный и эффективный формат работы выбрать, чем проиллюстрировать темы, не забыв при этом объяснить важность предмета, его практическое применение в реальной жизни – и это далеко не полный перечень того, что я люблю в своей работе. А еще мне нравится развивать у студентов навык самостоятельной работы, прививать любовь к знаниям вообще и к отдельному предмету в частности, помогать формировать личность профессионала на самом начальном этапе, закладывая в него правильные принципы и устои.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– За время своей работы я пришла к выводу, что устойчивого положительного результата можно добиться, если работаешь по принципу: «Обучая себя, обучишь и студента». Это и является главной целью моей педагогической деятельности. Учиться самой и учить своих студентов всему тому, что знаю сама.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Кластер «Туризм и сфера услуг» федерального проекта «Профессионалитет» открылся на базе Астраханского государственного политехнического колледжа в 2024 году. Проект открывает широкие перспективы для модернизации профессионального образования и позволяет будущим специалистам, обучающимся по программам «Профессионалитета», освоить наиболее перспективные профессии и без проблем выйти на рынок труда.
В рамках федерального проекта в нашем колледже создана команда Амбассадоров Профессионалитета, в состав которой вошли студенты моей группы. Я не просто поддерживаю их инициативу, как педагог и наставник, но и с удовольствием присоединяюсь к их начинаниям.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– С моими студентами в этом году мы приняли участие в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» в компетенции «Администрирование отеля» и стали победителями регионального этапа. А еще мои студенты специальности «Гостиничное дело» заняли второе место во Всероссийском конкурсе проектов Института гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы «Туризм и гостеприимство: территория молодежных идей», где я также выступала в роли наставника.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год был насыщенным и ярким. Вместе со своими студентами я приняла участие во множестве мероприятий, расскажу лишь о некоторых из них. В рамках проведения августовских педагогических совещаний 2023 года я выступала с докладом «Опыт взаимодействия с представителями сферы туризма и индустрии гостеприимства в рамках организации и проведения соревнований по профессиональному мастерству», в котором говорила об актуальных вопросах и перспективах проведения Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Также я принимала участие в Международном практикуме «Гибкие навыки педагога как лидера». Участвовала во Всероссийском форуме обобщения педагогического опыта и наставничества по направлениям «Современные образовательные технологии, в том числе и авторские» и «Эффективные средства обучения». В качестве наставника одной из рабочих групп была приглашена на Молодежный образовательный форум Южного федерального округа «БерегА». Выступила наставником призера в номинации «Творческая личность» на региональном этапе Российской национальной премии «Студент года – 2023», где мой подопечный занял третье место.
Но особое впечатление на меня произвело участие в подготовке студентов во Всероссийском конкурсе школьных и студенческих постановок театра «Знание. Театр». Постановка Политехнического колледжа была признана лучшей в Астраханской области и стала лауреатом Всероссийского конкурса с правом выступать на сцене одного из театров региона. Безмерно счастлива, что смогла помочь многим участникам подготовиться!
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Да, и я считаю, что с наставником мне очень повезло! Человек, который рядом со мной с самого первого класса и до сих пор является моим непосредственным руководителем, другом и наставником – моя учительница Наталья Викторовна Корнейченко. Именно благодаря ее чуткому отношению, пониманию и добрым советам мой путь в профессии сложился очень легко. Глядя на нее, я понимала, что все преодолимо. Случались моменты выгорания, были и эпизоды недопонимания с коллегами и студентами, но, несмотря на все это, я шла вперед, всегда равняясь на своего учителя. Наталья Викторовна — профессионал с большим опытом работы в педагогике, и на протяжении долгих лет я учусь и буду продолжать учиться у нее. Ее коммуникабельность, способность выстраивать доверительные отношения с коллегами, студентами всегда служат для меня примером.
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе? Как отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– С малых лет мои дети интересовались моей профессиональной деятельностью. Когда я участвую в конкурсах профессионального мастерства, вся семья поддерживает и «болеет» за меня, как в спортивных состязаниях. Это и моральная поддержка, и даже физическая, ведь иногда просто не бывает сил – тогда сын и дочь берут часть домашних дел на себя. Без своих близких, мне кажется, не прошла бы и половину пути.
Когда мои близкие узнали о том, что я победила в региональном этапе Конкурса, все поняли – это была наша общая победа. Мой главный критик и в то же время мотиватор – мой сын, узнав, что я победила, воскликнул: «Мамочка, ты мой герой-победитель! Я люблю тебя». Это и было для меня наивысшей наградой.