В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Марией Савельевой из Свердловской области, преподавателем Верхнесалдинского авиаметаллургического колледжа имени А.А. Евстигнеева по специальностям «Обработка металлов давлением», «Металлургическое производство», «Металлургия цветных металлов».
– Расскажите, почему решили стать педагогом? Есть ли в Вашей жизни наставник и как он Вам помог?
– С детства я знала, что буду преподавать. Моя мама – учитель с 40-летним стажем, поэтому о многих составляющих образовательного процесса я знала с ранних лет. Я понимала, что такое рабочие программы и как важна подготовка к урокам. А еще – видела стремление мамы вложить в каждого ученика как можно больше знаний. Мне нравилась вся эта деятельность, и я точно решила, что хочу стать преподавателем.
Сейчас я учусь в аспирантуре. Мой наставник – мой научный руководитель Владимир Анатольевич Федоров, профессор, доктор педагогических наук, ведущий ученый в сфере профессионального и профессионально-педагогического образования. Благодаря общению с ним изменился мой подход к образовательному процессу. Одна педагогическая практика без науки не складывается в целостную систему, у нее нет вектора. Научный же подход позволяет решать проблемы системного характера.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Отвечу, как преподаватель металлургии: у педагога должны быть железные нервы и золотое сердце, тогда все получится.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Да, мое кредо – «Неси свет, так ты борешься с тьмой!»
– Расскажите о ваших учениках (студентах). Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты принадлежат к очень интересному поколению! У них процесс формирования личности идет по-новому, даже их мышление строится иначе. Я вижу в них одну очень ценную черту: они хотят придерживаться духовно-нравственных ценностей, но зачастую не знают как. И мы, педагоги, должны стать мостиком от хороших намерений и желаний к их реализации. Вижу в наших детях огромный потенциал.
– Мастер года — кто это на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это человек, который прошел путь от начинающего преподавателя до признанного страной профессионала своего дела! Его опыт должен быть осмыслен и непременно транслирован в педагогическое сообщество. Педагог, вдохновленный признанием, обязательно раскроет свой потенциал в еще большей степени!
– Есть ли образ педагога в искусстве (фильм, сериал, книга, картина или другое), который Вас вдохновляет?
– Человек, который вдохновляет меня – Андрей Сергеевич Кончаловский. В лекциях для проекта «Академия» на телеканале «Культура» он рассказывает о художнике через искусство, параллельно объясняя ситуацию в мире, в стране, с исторической точностью.
Но при чем здесь педагогика? Дело в том, что по принципу, предложенному в лекциях Андреем Сергеевичем, я выстраиваю свои лекции – например, по «Основам металлургии». Рассказываю о термической обработке разных видов металла через историческую проблему – при Петре I пушки без видимой причины могли разорваться при залпе. Здесь включается все: от патриотизма до технологического суверенитета. Именно так рождается глубокая, истинная метапредметность.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то какие изменения в образовательном процессе произошли со вступлением колледжа в «Профессионалитет»?
– Наш колледж участвует в «Профессионалитете» с 2022 года. Изменения связаны с целью, поставленной «Профессионалитетом». Поэтому произошло перестраивание на новую логическую цепочку основных компонентов обучения: знаний, умений и навыков. Мы перешли на новый уровень подачи этих компонентов в условиях интенсификации образовательной деятельности. Соответственно, стали задействовать новые ресурсы и инструменты в образовательном процессе.
– Какие компании и предприятия выступают партнерами вашего колледжа в рамках проекта «Профессионалитет»?
– Наш партнер в рамках «Профессионалитета» – титановый гигант «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», мировой лидер по производству титановых изделий любой направленности. Если вы летите самолетом, знайте, стойки шасси, лопатки двигателей сделаны из титана – и, возможно, сделаны нашими выпускниками, которые начиная с 8-9 класса имеют возможность получать первую профессию в промышленно-индустриальном кластере «Перспектива» в колледже и освоить ее прямо на предприятии во время летних каникул. А позже наш тандем «колледж+предприятие» ждет абитуриентов для получения уже среднего профессионального образования.
– Расскажите, почему решили стать педагогом? Есть ли в Вашей жизни наставник и как он Вам помог?
– С детства я знала, что буду преподавать. Моя мама – учитель с 40-летним стажем, поэтому о многих составляющих образовательного процесса я знала с ранних лет. Я понимала, что такое рабочие программы и как важна подготовка к урокам. А еще – видела стремление мамы вложить в каждого ученика как можно больше знаний. Мне нравилась вся эта деятельность, и я точно решила, что хочу стать преподавателем.
Сейчас я учусь в аспирантуре. Мой наставник – мой научный руководитель Владимир Анатольевич Федоров, профессор, доктор педагогических наук, ведущий ученый в сфере профессионального и профессионально-педагогического образования. Благодаря общению с ним изменился мой подход к образовательному процессу. Одна педагогическая практика без науки не складывается в целостную систему, у нее нет вектора. Научный же подход позволяет решать проблемы системного характера.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Отвечу, как преподаватель металлургии: у педагога должны быть железные нервы и золотое сердце, тогда все получится.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Да, мое кредо – «Неси свет, так ты борешься с тьмой!»
– Расскажите о ваших учениках (студентах). Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты принадлежат к очень интересному поколению! У них процесс формирования личности идет по-новому, даже их мышление строится иначе. Я вижу в них одну очень ценную черту: они хотят придерживаться духовно-нравственных ценностей, но зачастую не знают как. И мы, педагоги, должны стать мостиком от хороших намерений и желаний к их реализации. Вижу в наших детях огромный потенциал.
– Мастер года — кто это на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это человек, который прошел путь от начинающего преподавателя до признанного страной профессионала своего дела! Его опыт должен быть осмыслен и непременно транслирован в педагогическое сообщество. Педагог, вдохновленный признанием, обязательно раскроет свой потенциал в еще большей степени!
– Есть ли образ педагога в искусстве (фильм, сериал, книга, картина или другое), который Вас вдохновляет?
– Человек, который вдохновляет меня – Андрей Сергеевич Кончаловский. В лекциях для проекта «Академия» на телеканале «Культура» он рассказывает о художнике через искусство, параллельно объясняя ситуацию в мире, в стране, с исторической точностью.
Но при чем здесь педагогика? Дело в том, что по принципу, предложенному в лекциях Андреем Сергеевичем, я выстраиваю свои лекции – например, по «Основам металлургии». Рассказываю о термической обработке разных видов металла через историческую проблему – при Петре I пушки без видимой причины могли разорваться при залпе. Здесь включается все: от патриотизма до технологического суверенитета. Именно так рождается глубокая, истинная метапредметность.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то какие изменения в образовательном процессе произошли со вступлением колледжа в «Профессионалитет»?
– Наш колледж участвует в «Профессионалитете» с 2022 года. Изменения связаны с целью, поставленной «Профессионалитетом». Поэтому произошло перестраивание на новую логическую цепочку основных компонентов обучения: знаний, умений и навыков. Мы перешли на новый уровень подачи этих компонентов в условиях интенсификации образовательной деятельности. Соответственно, стали задействовать новые ресурсы и инструменты в образовательном процессе.
– Какие компании и предприятия выступают партнерами вашего колледжа в рамках проекта «Профессионалитет»?
– Наш партнер в рамках «Профессионалитета» – титановый гигант «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», мировой лидер по производству титановых изделий любой направленности. Если вы летите самолетом, знайте, стойки шасси, лопатки двигателей сделаны из титана – и, возможно, сделаны нашими выпускниками, которые начиная с 8-9 класса имеют возможность получать первую профессию в промышленно-индустриальном кластере «Перспектива» в колледже и освоить ее прямо на предприятии во время летних каникул. А позже наш тандем «колледж+предприятие» ждет абитуриентов для получения уже среднего профессионального образования.