Сегодня в рубрике «Портрет мастера» – интервью с Ириной Щетининой, преподавателем филиала Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I в г. Ярославле по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Я с самого детства мечтала стать учителем. Родители даже установили в моей детской комнате доску, где я писала разные задания, изображая учителя.
Успешно сдав ЕГЭ, я поступила сразу в два учебных заведения – на очную форму обучения в Ярославский железнодорожный техникум и на заочную форму обучения в Ярославский политехнический университет. Учиться я очень люблю. Поэтому обучение в двух учебных заведениях сразу было для меня очень увлекательно.
Уже на последнем курсе техникума я начала работать дежурным по железнодорожной станции Торопово Северной железной дороги. В 2008 году, по окончании техникума, мне доверили должность начальника станции Ваулово Северной железной дороги. И уже по окончании института я смогла работать ревизором по безопасности движения Рыбинского участка Ярославского центра организации работы станций, а дальше уже переехала в город Ярославль, где работала инженером станции Ярославль. После этого мне поступило предложение преподавать в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта.
И вот я – учитель! Очень непросто было зайти первый раз в аудиторию, общаться со студентами. Все это было ново и сложно. Потому что со студентами у меня была разница в возрасте всего 10 лет. Но в процессе работы я смогла найти свой метод обучения. Новый материал объясняла на жизненных примерах, рассказывая о ситуациях, с которыми сама сталкивалась во время работы на железнодорожном транспорте. И таким образом, наши занятия перешли из формы лекций в форму бесед. Это было интересно и для ребят и для меня. Материал стал усваиваться лучше.
Работа преподавателем мне так понравилась, что я решила перейти на постоянную основу в педагогический состав техникума.
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
Я очень люблю свою работу, ни разу не пожалела о выборе профессии педагога. Преподаватель может реально изменить жизнь своих учеников. Может вдохновлять, мотивировать и вести студентов, чтобы полностью раскрыть их потенциал.
В моей работе мне нравится возможность творческой свободы. Я могу разрабатывать привлекательные уроки, использовать различные методы обучения и адаптироваться к потребностям своих учеников. Нет двух одинаковых занятий!
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Мне присущи такие черты, как динамичность, целеустремленность, открытость новому, энтузиазм. Поэтому мое кредо – «Мы создаем движение!»
– Расскажите о ваших учениках (студентах). Чему Вы учитесь у них?
– Мои ученики – уникальные ребята! Не каждый выберет такую сложную область работы, как железнодорожный транспорт. Это ребята, которые готовы взять на себя ответственность за безопасность движения поездов, безопасность пассажиров! При изучении нового материала всегда задают вдумчивые вопросы и проявляют искренний интерес к выбранной профессии. Серьезно относятся к конструктивной критике, стремятся получить разъяснения, когда это необходимо, и готовы приложить усилия для роста.
Благодаря своей целеустремленности и тяге к знаниям, мои ученики всегда входят в призеры чемпионата «Профессионалы» по компетенции Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, чем я очень горжусь.
– Является ли Ваше учебное заведение участником федерального проекта «Профессионалитет»? Как благодаря проекту изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Да, мое учебное заведение входит в проект «Профессионалитет».У нас поставлено современное оборудование, а также тренажеры, которые максимально приближены к реальным производственным условиям, подготовлены классы и помещения соответствующего уровня. Преподаватели прошли стажировки для возможности транслировать опыт работы непосредственно на новом оборудовании.
С «Профессионалитетом» все наши студенты и преподаватели наглядно видят, что внедрение тренажерных комплексов в системе среднего профессионального образования дает серьезные положительные результаты. Студенты могут познакомиться с реальными условиями работы еще в стенах учебного заведения. Процесс обучения для студентов становится более увлекательным и познавательным. Тренажерные комплексы способствуют расширению кругозора и развитию профессиональных интересов, а также пониманию изучаемых дисциплин.
Кроме того, в «Профессионалитете» мы получили не только преимущества возможности обучения на новом оборудовании, но и тесное сотрудничество с работодателями, возможность прохождения стажировки непосредственно на своих будущих рабочих местах. Благодаря содействию работодателей, в момент, когда обучающиеся начинают изучение специализированных дисциплин, они уже могут отрабатывать свои практические навыки не только в образовательной организации, но и на действующем производстве.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Ежегодно в нашей области проходит Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы». В компетенции «Управление перевозочным процессом» я выступаю для наших ребят экспертом-наставником. Мои подопечные в этом и прошлом году становились победителями и призерами Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Ярославской области по компетенции «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте». По итогам финала чемпионата «Профессионалы» в 2023 году я и моя ученица Татьяна Макарова были приглашены на встречу с Президентом России Владимиром Путиным, где я в разговоре с главой государства, отметила ценность проекта «Профессионалитет» и предложила задействовать все учебные заведения среднего профессионального образования в данном проекте.
С 2022 года в Ярославском филиале ПГУПС я также являюсь руководителем чемпионатного движения «Молодые профессионалы». В 2023 году была организатором площадки для проведения I Всероссийского конкурса «Молодые профессионалы железных дорог» по компетенции «Управление движением на железнодорожном транспорте», организованным Ассоциацией колледжей и техникумов транспорта на базе Ярославского филиала ПГУПС.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я раньше участвовала в самых разных конкурсах профессионального мастерства, но эти конкурсы проходили в основном в рамках железнодорожных специальностей. Например, в 2022 году я стала победителем смотра-конкурса «Лучший преподаватель тренажерной подготовки по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», организованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Конкурс «Мастер года» – всероссийский, он дает возможность показать свое мастерство за пределами сообщества профессионалов железной дороги. В финальных состязаниях будут участвовать мастера со всей страны, и для меня это – шанс продемонстрировать свой метод преподавания коллегами из самых разных регионов!
– Пользуясь возможность, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Всем своим ребятам, перед чемпионатами или конкурсами профессионального мастерства, я всегда даю один совет: Сохраняйте спокойствие! Вы уже лучшие! Этот же совет я бы дала и всем участникам конкурса Мастер года! Покажите все свои навыки и знания в своей области и получите удовольствие от новых знакомств, и возможно в будущем, новых друзей
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Я с самого детства мечтала стать учителем. Родители даже установили в моей детской комнате доску, где я писала разные задания, изображая учителя.
Успешно сдав ЕГЭ, я поступила сразу в два учебных заведения – на очную форму обучения в Ярославский железнодорожный техникум и на заочную форму обучения в Ярославский политехнический университет. Учиться я очень люблю. Поэтому обучение в двух учебных заведениях сразу было для меня очень увлекательно.
Уже на последнем курсе техникума я начала работать дежурным по железнодорожной станции Торопово Северной железной дороги. В 2008 году, по окончании техникума, мне доверили должность начальника станции Ваулово Северной железной дороги. И уже по окончании института я смогла работать ревизором по безопасности движения Рыбинского участка Ярославского центра организации работы станций, а дальше уже переехала в город Ярославль, где работала инженером станции Ярославль. После этого мне поступило предложение преподавать в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта.
И вот я – учитель! Очень непросто было зайти первый раз в аудиторию, общаться со студентами. Все это было ново и сложно. Потому что со студентами у меня была разница в возрасте всего 10 лет. Но в процессе работы я смогла найти свой метод обучения. Новый материал объясняла на жизненных примерах, рассказывая о ситуациях, с которыми сама сталкивалась во время работы на железнодорожном транспорте. И таким образом, наши занятия перешли из формы лекций в форму бесед. Это было интересно и для ребят и для меня. Материал стал усваиваться лучше.
Работа преподавателем мне так понравилась, что я решила перейти на постоянную основу в педагогический состав техникума.
– Что Вам нравится в профессии педагога? Что Вы предложили бы улучшить в вашей сфере труда?
Я очень люблю свою работу, ни разу не пожалела о выборе профессии педагога. Преподаватель может реально изменить жизнь своих учеников. Может вдохновлять, мотивировать и вести студентов, чтобы полностью раскрыть их потенциал.
В моей работе мне нравится возможность творческой свободы. Я могу разрабатывать привлекательные уроки, использовать различные методы обучения и адаптироваться к потребностям своих учеников. Нет двух одинаковых занятий!
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Мне присущи такие черты, как динамичность, целеустремленность, открытость новому, энтузиазм. Поэтому мое кредо – «Мы создаем движение!»
– Расскажите о ваших учениках (студентах). Чему Вы учитесь у них?
– Мои ученики – уникальные ребята! Не каждый выберет такую сложную область работы, как железнодорожный транспорт. Это ребята, которые готовы взять на себя ответственность за безопасность движения поездов, безопасность пассажиров! При изучении нового материала всегда задают вдумчивые вопросы и проявляют искренний интерес к выбранной профессии. Серьезно относятся к конструктивной критике, стремятся получить разъяснения, когда это необходимо, и готовы приложить усилия для роста.
Благодаря своей целеустремленности и тяге к знаниям, мои ученики всегда входят в призеры чемпионата «Профессионалы» по компетенции Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, чем я очень горжусь.
– Является ли Ваше учебное заведение участником федерального проекта «Профессионалитет»? Как благодаря проекту изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– Да, мое учебное заведение входит в проект «Профессионалитет».У нас поставлено современное оборудование, а также тренажеры, которые максимально приближены к реальным производственным условиям, подготовлены классы и помещения соответствующего уровня. Преподаватели прошли стажировки для возможности транслировать опыт работы непосредственно на новом оборудовании.
С «Профессионалитетом» все наши студенты и преподаватели наглядно видят, что внедрение тренажерных комплексов в системе среднего профессионального образования дает серьезные положительные результаты. Студенты могут познакомиться с реальными условиями работы еще в стенах учебного заведения. Процесс обучения для студентов становится более увлекательным и познавательным. Тренажерные комплексы способствуют расширению кругозора и развитию профессиональных интересов, а также пониманию изучаемых дисциплин.
Кроме того, в «Профессионалитете» мы получили не только преимущества возможности обучения на новом оборудовании, но и тесное сотрудничество с работодателями, возможность прохождения стажировки непосредственно на своих будущих рабочих местах. Благодаря содействию работодателей, в момент, когда обучающиеся начинают изучение специализированных дисциплин, они уже могут отрабатывать свои практические навыки не только в образовательной организации, но и на действующем производстве.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Ежегодно в нашей области проходит Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы». В компетенции «Управление перевозочным процессом» я выступаю для наших ребят экспертом-наставником. Мои подопечные в этом и прошлом году становились победителями и призерами Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Ярославской области по компетенции «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте». По итогам финала чемпионата «Профессионалы» в 2023 году я и моя ученица Татьяна Макарова были приглашены на встречу с Президентом России Владимиром Путиным, где я в разговоре с главой государства, отметила ценность проекта «Профессионалитет» и предложила задействовать все учебные заведения среднего профессионального образования в данном проекте.
С 2022 года в Ярославском филиале ПГУПС я также являюсь руководителем чемпионатного движения «Молодые профессионалы». В 2023 году была организатором площадки для проведения I Всероссийского конкурса «Молодые профессионалы железных дорог» по компетенции «Управление движением на железнодорожном транспорте», организованным Ассоциацией колледжей и техникумов транспорта на базе Ярославского филиала ПГУПС.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я раньше участвовала в самых разных конкурсах профессионального мастерства, но эти конкурсы проходили в основном в рамках железнодорожных специальностей. Например, в 2022 году я стала победителем смотра-конкурса «Лучший преподаватель тренажерной подготовки по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», организованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Конкурс «Мастер года» – всероссийский, он дает возможность показать свое мастерство за пределами сообщества профессионалов железной дороги. В финальных состязаниях будут участвовать мастера со всей страны, и для меня это – шанс продемонстрировать свой метод преподавания коллегами из самых разных регионов!
– Пользуясь возможность, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Всем своим ребятам, перед чемпионатами или конкурсами профессионального мастерства, я всегда даю один совет: Сохраняйте спокойствие! Вы уже лучшие! Этот же совет я бы дала и всем участникам конкурса Мастер года! Покажите все свои навыки и знания в своей области и получите удовольствие от новых знакомств, и возможно в будущем, новых друзей