портрет мастера

«Всегда быть на два шага впереди»

2024-09-11 16:55
В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Мартин Мартин Анди из Владимирской области, мастер производственного обучения высшей категории Владимирского техникума экономики и права Владимирского областного союза потребительских обществ по специальностям «Поварское и кондитерское дело».

– Расскажите о Вашем пути в профессию педагога. Кем мечтали стать в детстве?

– Вначале я мечтал стать адвокатом, затем пожарным. В подростковом возрасте хотелось стать художником или скульптором. Позже, когда речь зашла о получении профессии, подумывал о химическом производстве. Но судьба и семейные традиции привели меня во Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза, где я стал обучаться по специальности «Технология продукции общественного питания». В этом же техникуме я сейчас и преподаю.

– Вы упомянули о семейных традициях. В Вашей семье есть педагоги?

– Да, и даже очень много. Я родился на Кубе, где эта профессия всегда считалась и считается почетной, уважаемой. В нашей семье были и есть педагоги по математике, информатике, физике. Мой дедушка по материнской линии в России долгое время преподавал в кружках для школьников во Дворцах пионеров – учил выжиганию по дереву, радиотехнике, рисованию.

– Можно ли сказать, что Ваш выбор профессии был предопределен?

– Я бы так не сказал – ведь пойти работать педагогом я решил не сразу. Долгое время я трудился на производствах разного уровня в сфере общественного питания. Это были рестораны, кафе, столовые – успел поработать в самых разных заведениях. Уже тогда, в 1990-е годы, я ставил перед собой вопрос: как я могу помочь развитию нашей отрасли? Я четко понимал, что один в поле – не воин. И тогда решил, что нужно популяризировать свой труд, делать его востребованным – не просто ради заработка, но и в целях самовыражения. Так я и пришел к решению стать педагогическим работником.

– Были ли на Вашем профессиональном пути сложности и как Вы их преодолели?

– Сложности были, есть и должны быть. Как же иначе воспитать в себе профессиональные качества и определить личностные ориентиры, если не испытывать себя постоянно в решении разных проблем? В самом начале моего пути сложности касались вопросов самого преподавания: методики преподавания, составления планов и отчетов. Сталкивался я также со сложностями в воспитании подрастающего поколения. Но скажу так: именно трудности сформировали меня как личность и профессионала.

– Что Вам нравится в профессии педагога?

– Мне нравится постоянно быть в тонусе. Будучи педагогом, я не имею права ответить на вопрос студента: «Не знаю». И понимаю, что в педагогике нужно всегда быть на два шага впереди. Профессия позволяет раскрывать себя с разных сторон: как опытного профессионала, иногда как психолога, а порой как просто друга. Педагог – это «двигатель» умов, человек, который заставляет задуматься, обдумать, придумать. Это и привлекло меня в этой сфере деятельности.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?

– Он должен любить и понимать своего студента, быть наблюдательным и требовательным. Должен обладать коммуникативными способностями. Обязан уметь делать учебный материал актуальным, доступным. Должен быть способным организовать своих студентов и подать им личный пример профессионального роста.

– Мастер года – каким он должен быть? Из чего складывается его успех?

– Мастер года – это специалист, который четко понимает важность процессов профессионального воспитания подрастающего поколения. Он должен прививать уважение и любовь как к своему труду, так и к труду других. Его успех складывается из способности быть одновременно и профессионалом, и педагогом. Ведь современный студент очень быстро понимает, кто перед ним – специалист, у которого можно учиться, за которым можно следовать в профессии, или просто человек, отрабатывающий положенное время.

– Чему Вы учитесь у своих студентов?

– Мои студенты – это ребята, которые знают: если взялись за какое-либо дело, его надо довести до конца. В общей массе студентов моих воспитанников всегда отмечают как внимательных, добрых, отзывчивых, трудолюбивых. Учусь у своих ребят быть мобильным, подкованным в гаджетах и различных программах. А еще учусь уступать в спорах и быть гибким.

– Это ведь не первое Ваше участие в Конкурсе «Мастер года»? Почему решили участвовать снова?

– Да, три года назад я стал победителем регионального этапа в номинации «Мастер – «золотые руки». Сейчас мне хотелось подтвердить свою прошлую награду и утвердиться в правильности своих педагогических подходов, снова испытать себя и свои способности.

– Кратко сформулируйте свое педагогическое кредо.

– Педагогический успех – это состоятельность каждого студента.