В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Татьяна Боголюбова из Приморского края, преподаватель Автомобильно-технического колледжа города Уссурийск по специальности «Информационные системы и программирование».
– Расскажите о Вашем пути в профессию. Почему решили стать педагогом?
– В детстве я мечтала стать переводчиком с французского языка. Меня привлекала красота французского – языка Вольтера, языка, на котором свободно изъяснялись и писали величайшие творцы Золотого века русской литературы. Сложилось так, что в итоге я по дополнительному набору поступила на физико-математический факультет. Я очень благодарна моей наставнице Тарасовой Тамаре Викторовне, которая своим примером влюбила в физику, открыла красоту физических процессов. Оказалось, что в физике не меньше красоты и романтики, чем в литературе – нужно просто уметь ее увидеть.
По окончании института я получила распределение в один из колледжей Приморского края. По специальности я проработала недолго – всего четыре месяца. Реалии трудовой жизни оказались не такими уж радужными, как я себе рисовала. И все же к преподавательской деятельности я вернулась – спустя десять лет. Моему возвращению способствовало наличие жизненного опыта, переосмысление реальности, более гибкий подход. Уверена, что тот путь, который я прошла, должен был быть именно таким. Ведь без падений не бывает взлетов.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Современный преподаватель должен быть высокоморальной личностью. Он должен обладать активной жизненной позицией и участвовать в общественной жизни. Также он должен быть эффективным работником: уметь ставить цели и достигать их, постоянно совершенствоваться профессионально и стремиться к всестороннему образованию. И наконец, он обязан быть глубоким специалистом: в совершенстве владеть педагогической теорией и практикой, быть тактичным, уметь слушать и слышать студентов.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я уже участвовала в конкурсе «Мастер года» в 2022 году и заняла четвертое место в своем регионе. Тот опыт помог мне пересмотреть мои подходы к работе – я поняла, в каких моментах не дотягиваю до нужного уровня.
В профессиональном плане конкурс дал возможность самореализоваться, посмотреть на свою деятельность со стороны. У меня появились новые друзья среди коллег-педагогов. Я стала более открыта. И в этом году победила на региональном этапе, что подтверждает – я действительно выросла как педагог.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Безусловно, подобные мероприятия не проходят бесследно. Я уже чувствую в себе перемены: более уверенная, смелая даже. Прежней я уже точно не буду. За результаты финального этапа я, конечно же, волнуюсь и тревожусь. Но у нас отличная команда. Чувствую поддержку всего Приморья! Мы справимся! Жду от финального этапа новых знакомств, интересных встреч. И очень хочу посетить новый для меня город – Тюмень. Я веду карту своих педагогических путешествий.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– В 2023 году Автомобильно-технический колледж вошел в состав двух кластеров «Профессионалитета»: «Машиностроение» и «Строительство».
Специальность «Информационные системы и программирование», где я являюсь профилирующим преподавателем, еще не входит в состав IT-кластера Приморского края, но это случится в следующем году.
– Принимали ли Вы участие в Чемпионатах профессионального мастерства?
– Да, я участвую в реализации мероприятий Чемпионатов профессионального мастерства – прохожду курсы повышения квалификации по программе обучения для экспертов Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», желающих войти в реестр национальных экспертов и участвовать в судействе Национального чемпионата «Абилимпикс». Обучение включает теоретические и практические занятия, направленные на повышение квалификации экспертов «Абилимпикс», продвижение современных форматов профессиональной ориентации, совершенствование умений и навыков, расширение возможностей трудоустройства и освоения новых видов профессиональной деятельности инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также участие в качестве эксперта Национального чемпионата по компетенции «Веб-дизайн».
Также я являюсь экспертом Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по той же компетенции. Еще стоит упомянуть, что в прошлом году мой студент победил в региональном этапе Чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Веб-технологии»
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год был весьма насыщенным в плане мероприятий различного уровня. Я принимала участие в межрегиональных онлайн-конференциях на тему инклюзивного образования и трудоустройства выпускников с особыми потребностями. А также в 2023 году стартовал уникальный проект «Лидеры изменения среднего профессионального образования Приморского края. Педагогический трек», который должен помочь обновить нашу краевую систему среднего профессионального образования. Я и ещё более 20 экспертов и наставников из 27 колледжей и техникумов учились 7 месяцев, за которые прошли почти 300 часов лекций, практик и самостоятельной работы. В итоге этой работы 55 молодых преподавателей, методистов и педагогов-наставников (в числе последних и я) повысили свою квалификацию. Очень рада быть выпускницей такого проекта!
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе?
– У нас большая и дружная семья: трое сыновей, муж и я, бабушки, дедушка, дяди и тети. Для меня всегда примером были родители: если хочешь чего-то добиться – трудись. Этого принципа я и придерживаюсь: засучила рукава и вперед. Мой муж раньше тоже работал в образовании, знает все сложности педагогического процесса изнутри. Так что его поддержка и понимание ситуации очень ценно и значимо для меня.
В свою первую дальнюю командировку – это была учеба в Москве – я улетала, когда младшему сынишке было всего 2 года и 10 месяцев. Мужа стала морально готовить к этому событию за полгода. Тогда мои мужчины успешно справились с расставанием и домашними хлопотами. Сейчас, когда мои командировки стали очень частыми, я говорю об очередной командировке, как об обычном событии, и муж стойко переносит тяготы расставания. Ну а для детей главное, чтобы мама приехала поскорее и с гостинцами.
Мой муж – тоже представитель IT-сферы. Он очень помогает мне с профессиональной стороны и словом, и делом: организует экскурсии на свое предприятие, оформляет студентов на практику, помогал возводить площадку для проведения демонстрационного экзамена. И, безусловно, его советы и рекомендации – то, к чему я всегда прислушиваюсь при решении различных профессиональных вопросов.
– Расскажите о Вашем пути в профессию. Почему решили стать педагогом?
– В детстве я мечтала стать переводчиком с французского языка. Меня привлекала красота французского – языка Вольтера, языка, на котором свободно изъяснялись и писали величайшие творцы Золотого века русской литературы. Сложилось так, что в итоге я по дополнительному набору поступила на физико-математический факультет. Я очень благодарна моей наставнице Тарасовой Тамаре Викторовне, которая своим примером влюбила в физику, открыла красоту физических процессов. Оказалось, что в физике не меньше красоты и романтики, чем в литературе – нужно просто уметь ее увидеть.
По окончании института я получила распределение в один из колледжей Приморского края. По специальности я проработала недолго – всего четыре месяца. Реалии трудовой жизни оказались не такими уж радужными, как я себе рисовала. И все же к преподавательской деятельности я вернулась – спустя десять лет. Моему возвращению способствовало наличие жизненного опыта, переосмысление реальности, более гибкий подход. Уверена, что тот путь, который я прошла, должен был быть именно таким. Ведь без падений не бывает взлетов.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Современный преподаватель должен быть высокоморальной личностью. Он должен обладать активной жизненной позицией и участвовать в общественной жизни. Также он должен быть эффективным работником: уметь ставить цели и достигать их, постоянно совершенствоваться профессионально и стремиться к всестороннему образованию. И наконец, он обязан быть глубоким специалистом: в совершенстве владеть педагогической теорией и практикой, быть тактичным, уметь слушать и слышать студентов.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я уже участвовала в конкурсе «Мастер года» в 2022 году и заняла четвертое место в своем регионе. Тот опыт помог мне пересмотреть мои подходы к работе – я поняла, в каких моментах не дотягиваю до нужного уровня.
В профессиональном плане конкурс дал возможность самореализоваться, посмотреть на свою деятельность со стороны. У меня появились новые друзья среди коллег-педагогов. Я стала более открыта. И в этом году победила на региональном этапе, что подтверждает – я действительно выросла как педагог.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Безусловно, подобные мероприятия не проходят бесследно. Я уже чувствую в себе перемены: более уверенная, смелая даже. Прежней я уже точно не буду. За результаты финального этапа я, конечно же, волнуюсь и тревожусь. Но у нас отличная команда. Чувствую поддержку всего Приморья! Мы справимся! Жду от финального этапа новых знакомств, интересных встреч. И очень хочу посетить новый для меня город – Тюмень. Я веду карту своих педагогических путешествий.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога?
– В 2023 году Автомобильно-технический колледж вошел в состав двух кластеров «Профессионалитета»: «Машиностроение» и «Строительство».
Специальность «Информационные системы и программирование», где я являюсь профилирующим преподавателем, еще не входит в состав IT-кластера Приморского края, но это случится в следующем году.
– Принимали ли Вы участие в Чемпионатах профессионального мастерства?
– Да, я участвую в реализации мероприятий Чемпионатов профессионального мастерства – прохожду курсы повышения квалификации по программе обучения для экспертов Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», желающих войти в реестр национальных экспертов и участвовать в судействе Национального чемпионата «Абилимпикс». Обучение включает теоретические и практические занятия, направленные на повышение квалификации экспертов «Абилимпикс», продвижение современных форматов профессиональной ориентации, совершенствование умений и навыков, расширение возможностей трудоустройства и освоения новых видов профессиональной деятельности инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также участие в качестве эксперта Национального чемпионата по компетенции «Веб-дизайн».
Также я являюсь экспертом Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по той же компетенции. Еще стоит упомянуть, что в прошлом году мой студент победил в региональном этапе Чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Веб-технологии»
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год был весьма насыщенным в плане мероприятий различного уровня. Я принимала участие в межрегиональных онлайн-конференциях на тему инклюзивного образования и трудоустройства выпускников с особыми потребностями. А также в 2023 году стартовал уникальный проект «Лидеры изменения среднего профессионального образования Приморского края. Педагогический трек», который должен помочь обновить нашу краевую систему среднего профессионального образования. Я и ещё более 20 экспертов и наставников из 27 колледжей и техникумов учились 7 месяцев, за которые прошли почти 300 часов лекций, практик и самостоятельной работы. В итоге этой работы 55 молодых преподавателей, методистов и педагогов-наставников (в числе последних и я) повысили свою квалификацию. Очень рада быть выпускницей такого проекта!
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе?
– У нас большая и дружная семья: трое сыновей, муж и я, бабушки, дедушка, дяди и тети. Для меня всегда примером были родители: если хочешь чего-то добиться – трудись. Этого принципа я и придерживаюсь: засучила рукава и вперед. Мой муж раньше тоже работал в образовании, знает все сложности педагогического процесса изнутри. Так что его поддержка и понимание ситуации очень ценно и значимо для меня.
В свою первую дальнюю командировку – это была учеба в Москве – я улетала, когда младшему сынишке было всего 2 года и 10 месяцев. Мужа стала морально готовить к этому событию за полгода. Тогда мои мужчины успешно справились с расставанием и домашними хлопотами. Сейчас, когда мои командировки стали очень частыми, я говорю об очередной командировке, как об обычном событии, и муж стойко переносит тяготы расставания. Ну а для детей главное, чтобы мама приехала поскорее и с гостинцами.
Мой муж – тоже представитель IT-сферы. Он очень помогает мне с профессиональной стороны и словом, и делом: организует экскурсии на свое предприятие, оформляет студентов на практику, помогал возводить площадку для проведения демонстрационного экзамена. И, безусловно, его советы и рекомендации – то, к чему я всегда прислушиваюсь при решении различных профессиональных вопросов.