«Студенты делают нас теми, кто мы есть» Во втором выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Евгенией Филатовой, преподавателем Байкальского колледжа недропользования по специальности «Право и организация социального обеспечения».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Кем Вы мечтали стать в детстве?
– Сколько себя помню, я всегда мечтала связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью. К восьмому классу окончательно определилась: хочу быть следователем. Но жизнь распорядилась иначе: я закончила колледж по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», но о своей мечте не забывала ни на минуту. Поэтому после окончания колледжа поступила на юридический факультет. Пока училась, я продолжала работать по первому образованию, а на последнем курсе меня пригласили преподавать в наш колледж. Процесс преподавания меня увлек настолько, что работаю до сих пор, мой стаж педагога – 19 лет. И мне это очень нравится!
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Меня больше всего мотивирует взаимодействие со студентами. В любой деятельности есть свои взлеты и падения, есть успехи и неудачи, есть достижения и нереализованные планы. Иногда хочется все бросить и сдаться. Но – приходит студент с горящими глазами, и вера в себя, в свои силы вернулась. Для такого студента хочется перевернуть весь мир и помочь найти ответ! Или – пришел выпускник, просто рассказал, как ему живется, как сложилась профессиональная жизнь, что он узнал нового, где побывал. Такой разговор на протяжении долгого времени ещё будет греть душу. Осознание того, что меня помнят, уважают и хотят продолжать общаться уже на новом уровне, придает уверенность в правильности того жизненного пути, который я выбрала.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?И что нужно, чтобы стать Мастером года?
– Я пришла к выводу, что педагог в современном обществе должен быть многоликим: наставником, советчиком, другом, актёром, проводником в мире знаний, организатором, психологом! Он всегда будет молодым, сколько бы лет ни работал, ведь постоянно находиться в окружении подрастающего поколения – это счастье, которое отпущено избранным.
Мастер года должен не только быть готов всегда на помощь коллеге, студенту, родителю. Он обязан учиться, совершенствоваться; готов делиться знаниями, раскрывать секреты профессии; уметь поставить цели и избирать пути их достижения.
Конечно, настоящий мастер должен обладать и определенными личными качествами – любовью к детям, доброжелательностью, отзывчивостью, человечностью, уважением к личности и человеческому достоинству. Нужно любить свою профессию, уметь услышать себя и своих студентов.
– Расскажите о ваших студентах. Может быть, Вы тоже чему-то учитесь у них?
– Мне нравится видеть их рост, развитие личности, следить за их дальнейшим совершенствованием как специалистов. Здорово, когда появляется блеск в глазах, азарт, интерес. Самый захватывающий момент – когда студенты начинают понимать, что всё, что им даётся на занятиях, легко применимо на практике.
Студенты – наше всё: именно они делают нас такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они закалили меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но в то же время – более требовательной к самой себе.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в конкурсе в этом году?
– Нет, я никогда раньше сама не принимала участие в подобных мероприятиях. Хотя я курировала участие студентов в чемпионатах профессионального мастерства.Например, в марте этого года в нашей республике прошел региональный этап чемпионата «Профессионалы», и один из студентов, которых я курировала, занял почётное третье место по компетенции «Электрослесарь подземный»
В этом году я созрела для участия в конкурсе – самостоятельно. Просто решила попробовать свои силы, преодолеть страхи и комплексы. Увлеклась – и победила на региональном этапе! После победы, я смогла точно определить новые точки роста для себя, о которых раньше не задумывалась.
А ещё очень большую поддержку мне оказали близкие. Все были очень рады и гордились мной. Представьте себе – поздравления с победой я принимаю до сих пор: от выпускников, знакомых и родителей студентов колледжа.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа конкурса?
– Получить новый опыт, раскрыться более полно как преподаватель, проработать свои страхи, преодолеть себя. И конечно же, там будут новые знакомства, эмоции, впечатления, признание педагогического сообщества. Также я чувствую большую ответственность перед родным колледжем и хочу выложиться «на все сто». Поэтому ставлю перед собой только самые высокие цели!
– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам конкурса «Мастер года»?
– Не бойтесь своих желаний – они осуществимы!
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Какие у Вас хобби и интересы?
– Если говорить о себе, нужно начать с моей семьи, ведь это – самое главное, что есть в жизни женщины. Без надежного тыла – мы никто. Мы с мужем воспитываем двоих детей: сын – студент Медицинской Академии в Чите, а дочь недавно перешла в 8 класс. Мои супруг и дети очень поддерживают и любят меня, верят, что я справлюсь с любыми трудностями. Это очень помогает покорять новые вершины и не останавливаться на достигнутом.
Моё любимое хобби – туристические поездки и прогулки. Но ещё я увлекаюсь кое-чем необычным для преподавателя права – посещаю курсы экстремального вождения. Меня учит мой знакомый профессиональный водитель, я не участвую в соревнованиях, просто получаю искреннее удовольствие от процесса.
– Есть ли образ педагога в искусстве (фильм, сериал, книга, картина или другое), который Вас вдохновляет?
– Да, есть – прежде всего это Джейн Эйр из одноименной книги Шарлотты Бронте. А ещё Нестор Петрович Северов и Светлана Афанасьевна Ганжа из повести Георгия Садовникова «Иду к людям». Массовый зритель хорошо знает сюжет этой повести – она экранизирована