В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Мариной Филипповой из Санкт-Петербурга, преподавателем Колледжа «Звездный» по специальностям «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Были ли у Вас в семье педагоги?
– Еще в детстве я хотела стать музыкальным педагогом. Мне очень нравились занятия в музыкальной школе по сольфеджио и музыкальной литературе, и я мечтала быть похожей на преподавательницу, которая вела их. Это была очень интеллигентная, эрудированная и любящая своих учеников женщина.
Раньше я думала, что у нас в семье не было педагогов, но из рассказа дедушки узнала, что за год до Великой Отечественной войны он закончил педагогическое училище и успел поработать учителем. Во время войны дедушка был летчиком, демобилизовался в звании подполковника Военно-Воздушных Сил СССР.
Педагог – моя первая профессия. Завершив обучение в музыкальном училище, а затем в институте искусств, я более 30 лет преподаю музыкально-теоретические дисциплины. Сначала я работала в школе, затем – в высшем учебном заведении, а с 2017 года – я преподаватель специальных дисциплин в системе СПО.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– На мой взгляд, в профессии педагога полностью отсутствует рутина. Каждый урок проходит по своему сценарию, который зависит от многих, иногда неожиданных факторов.
Мне очень нравится живое общение, благодаря которому от своих студентов я заряжаюсь энергией, получаю интересные идеи, и как следствие, черпаю новые силы для того, чтобы все это вместе с ними реализовывать.
Я работаю со студентами, профессиональная жизнь которых в дальнейшем будет связана с музыкальной деятельностью. Родители – чаще всего они сами не музыканты – не всегда могут увидеть все перспективы трудоустройства ребят или получения ими дальнейшего образования. Поэтому мне очень нравится помогать своим студентам найти себя в выбранной профессии, направлять их в выборе следующей ступени образования, воспитывать в них, в том числе и своим примером, важные человеческие и музыкальные качества.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– У меня замечательные студенты. Первое знакомство с ними происходит на этапе поступления в наш колледж во время творческих испытаний. В дальнейшем мы взаимодействуем с ними не только в рамках уроков, но и в работе нашего молодежного Медиацентра, Штаба Амбассадоров «Профессионалитета», в студиях дополнительного образования.
Мне кажется, что многие ребята своими достижениями в работе в классах и во внеурочной деятельности подтверждают название нашего колледжа – «Звездный», – ведь они и вправду яркие звездочки в жизни образовательной организации, района и города.
У студентов я учусь смотреть на мир их глазами и быстро ориентироваться в смене технологий и гаджетов. Это один из способов не отставать от современных процессов цифровизации образования и жизни, что, естественно, не отменяет всего предшествующего педагогического опыта.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я ранее участвовала в конкурсах профессионального мастерства – в 2009 году я была победителем конкурса лучших работников образовательных организаций в сфере культуры Красноярского края.
В Санкт-Петербурге я курировала подготовку педагогических работников колледжа к конкурсам профессионального мастерства в различных номинациях «Преподаватель года», «Мастер года», «Педагогические надежды».
На участие в региональном этапе конкурса «Мастер года» меня сподвигла директор нашего колледжа. Мне и самой давно хотелось попробовать свои силы, продемонстрировать то, что я умею, познакомиться с коллегами из других образовательных учреждений.
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Коллеги и студенты очень обрадовались моей победе, говорили, что не сомневались, что так и будет. Моя семья также очень поддерживала меня. У нас с мужем двое детей – дочь заканчивает обучение в университете, а сын перешел в восьмой класс. Я рассказывала им перед каждым конкурсным испытанием, что именно я хочу показать жюри, и они советовали, как, на их взгляд, сделать это максимально интересно.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Мне кажется, что это будет очень яркое и интересное событие, к которому будет приковано внимание всей страны. Мне предстоят конкурсные испытания, которые я надеюсь успешно пройти и достойно представить прекрасный город Санкт-Петербург. Думаю, что у меня будет много интересных знакомств с коллегами из разных регионов, а также масса впечатлений от города Тюмень, в котором я еще не была.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога? Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– С сентября 2023 года колледж «Звездный» является сетевой организацией кластера «Легкая промышленность» Санкт-Петербурга в рамках федерального проекта «Профессионалитет» и реализует обучение по специальности «Коммерция».
Я не веду уроки у будущих менеджеров по продажам, но знаю, что содержание программ дисциплин и профессиональных модулей, по которым они занимаются, максимально отражает современные экономические процессы. В обучении ребят активное участие принимают практикующие специалисты различных торговых и коммерческих организаций.
Мои студенты уже второй год принимают участие в региональном этапе Чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Дополнительное образование детей и взрослых». В прошлом году в нашей копилке появилась серебряная медаль, в этом – золотая и серебряная, что позволило нашему конкурсанту и мне, как эксперту-наставнику, побывать на межрегиональном (итоговом) Чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» в городе Оренбурге.
Меня впечатлил высокий уровень подготовки всех конкурсантов, а также радушная встреча принимающей стороны, что позволило очень комфортно чувствовать себя на площадке этого конкурса.
– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам конкурса?
– Я хотела бы сказать всем участникам конкурса «Мастер года»: «Покажите свою уникальность». Каждый из участников победил на региональном уровне, а значит, продемонстрировал жюри свои педагогические находки и организаторские способности, креативность и уверенность в своих силах. В финале конкурса нужно все это показать еще ярче, смелее и оригинальнее.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Главным из своих любимых занятий я считаю работу преподавателем в нашем колледже «Звездный». Кроме того, уже шесть лет я руковожу созданным мной вокальным ансамблем «Звездный дождь», в котором поют студенты нескольких невокальных специальностей. И в последние несколько лет я увлеклась сочинением стихов и написанием песен. Сначала это было связано с участием в конкурсе на сочинение гимна «Профессионалитета», затем был создан гимн колледжа «Звездный», посвященный его 40-летнему юбилею. В этой работе мне очень помогают мои студенты. Они аранжируют сочиненные песни, затем мы разучиваем и исполняем их, записываем в колледже на нашей студии звукозаписи.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год прошел замечательно. Я, как и педагоги всей нашей страны, была вовлечена в различные события Года педагога и наставника. Могу отметить свое участие в мероприятиях, которые проходили на площадке нашего колледжа в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума, а также проведение мной лекций для студентов колледжа в рамках Всероссийской акции «Поделись своим знанием» РО «Знание» и интересный опыт проведения занятий в рамках «Марафона открытых уроков» колледжа «Звездный».
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе? В рамках участия в Конкурсе?
– На моей личной странице в социальной сети ВКонтакте к 1 сентября появился такой пост о моей семье: «Нас четверо: три преподавателя, два педагога дополнительного образования, один мастер производственного обучения, один студент, один аспирант и один ученик уже трех школ (общеобразовательной, музыкальной и художественной)».
Теперь к этому перечню можно добавить, что среди нас три эксперта регионального Чемпионата «Профессионалы» и два эксперта регионального Чемпионата «Абилимпикс». Надеюсь, когда сыну в ноябре исполнится 14 лет, он станет участником одной из компетенций юниорской линейки чемпионата «Профессионалы».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Были ли у Вас в семье педагоги?
– Еще в детстве я хотела стать музыкальным педагогом. Мне очень нравились занятия в музыкальной школе по сольфеджио и музыкальной литературе, и я мечтала быть похожей на преподавательницу, которая вела их. Это была очень интеллигентная, эрудированная и любящая своих учеников женщина.
Раньше я думала, что у нас в семье не было педагогов, но из рассказа дедушки узнала, что за год до Великой Отечественной войны он закончил педагогическое училище и успел поработать учителем. Во время войны дедушка был летчиком, демобилизовался в звании подполковника Военно-Воздушных Сил СССР.
Педагог – моя первая профессия. Завершив обучение в музыкальном училище, а затем в институте искусств, я более 30 лет преподаю музыкально-теоретические дисциплины. Сначала я работала в школе, затем – в высшем учебном заведении, а с 2017 года – я преподаватель специальных дисциплин в системе СПО.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– На мой взгляд, в профессии педагога полностью отсутствует рутина. Каждый урок проходит по своему сценарию, который зависит от многих, иногда неожиданных факторов.
Мне очень нравится живое общение, благодаря которому от своих студентов я заряжаюсь энергией, получаю интересные идеи, и как следствие, черпаю новые силы для того, чтобы все это вместе с ними реализовывать.
Я работаю со студентами, профессиональная жизнь которых в дальнейшем будет связана с музыкальной деятельностью. Родители – чаще всего они сами не музыканты – не всегда могут увидеть все перспективы трудоустройства ребят или получения ими дальнейшего образования. Поэтому мне очень нравится помогать своим студентам найти себя в выбранной профессии, направлять их в выборе следующей ступени образования, воспитывать в них, в том числе и своим примером, важные человеческие и музыкальные качества.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– У меня замечательные студенты. Первое знакомство с ними происходит на этапе поступления в наш колледж во время творческих испытаний. В дальнейшем мы взаимодействуем с ними не только в рамках уроков, но и в работе нашего молодежного Медиацентра, Штаба Амбассадоров «Профессионалитета», в студиях дополнительного образования.
Мне кажется, что многие ребята своими достижениями в работе в классах и во внеурочной деятельности подтверждают название нашего колледжа – «Звездный», – ведь они и вправду яркие звездочки в жизни образовательной организации, района и города.
У студентов я учусь смотреть на мир их глазами и быстро ориентироваться в смене технологий и гаджетов. Это один из способов не отставать от современных процессов цифровизации образования и жизни, что, естественно, не отменяет всего предшествующего педагогического опыта.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– Да, я ранее участвовала в конкурсах профессионального мастерства – в 2009 году я была победителем конкурса лучших работников образовательных организаций в сфере культуры Красноярского края.
В Санкт-Петербурге я курировала подготовку педагогических работников колледжа к конкурсам профессионального мастерства в различных номинациях «Преподаватель года», «Мастер года», «Педагогические надежды».
На участие в региональном этапе конкурса «Мастер года» меня сподвигла директор нашего колледжа. Мне и самой давно хотелось попробовать свои силы, продемонстрировать то, что я умею, познакомиться с коллегами из других образовательных учреждений.
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?
– Коллеги и студенты очень обрадовались моей победе, говорили, что не сомневались, что так и будет. Моя семья также очень поддерживала меня. У нас с мужем двое детей – дочь заканчивает обучение в университете, а сын перешел в восьмой класс. Я рассказывала им перед каждым конкурсным испытанием, что именно я хочу показать жюри, и они советовали, как, на их взгляд, сделать это максимально интересно.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Мне кажется, что это будет очень яркое и интересное событие, к которому будет приковано внимание всей страны. Мне предстоят конкурсные испытания, которые я надеюсь успешно пройти и достойно представить прекрасный город Санкт-Петербург. Думаю, что у меня будет много интересных знакомств с коллегами из разных регионов, а также масса впечатлений от города Тюмень, в котором я еще не была.
– Является ли Ваш колледж участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь колледжа и работа педагога? Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– С сентября 2023 года колледж «Звездный» является сетевой организацией кластера «Легкая промышленность» Санкт-Петербурга в рамках федерального проекта «Профессионалитет» и реализует обучение по специальности «Коммерция».
Я не веду уроки у будущих менеджеров по продажам, но знаю, что содержание программ дисциплин и профессиональных модулей, по которым они занимаются, максимально отражает современные экономические процессы. В обучении ребят активное участие принимают практикующие специалисты различных торговых и коммерческих организаций.
Мои студенты уже второй год принимают участие в региональном этапе Чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенции «Дополнительное образование детей и взрослых». В прошлом году в нашей копилке появилась серебряная медаль, в этом – золотая и серебряная, что позволило нашему конкурсанту и мне, как эксперту-наставнику, побывать на межрегиональном (итоговом) Чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» в городе Оренбурге.
Меня впечатлил высокий уровень подготовки всех конкурсантов, а также радушная встреча принимающей стороны, что позволило очень комфортно чувствовать себя на площадке этого конкурса.
– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам конкурса?
– Я хотела бы сказать всем участникам конкурса «Мастер года»: «Покажите свою уникальность». Каждый из участников победил на региональном уровне, а значит, продемонстрировал жюри свои педагогические находки и организаторские способности, креативность и уверенность в своих силах. В финале конкурса нужно все это показать еще ярче, смелее и оригинальнее.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Главным из своих любимых занятий я считаю работу преподавателем в нашем колледже «Звездный». Кроме того, уже шесть лет я руковожу созданным мной вокальным ансамблем «Звездный дождь», в котором поют студенты нескольких невокальных специальностей. И в последние несколько лет я увлеклась сочинением стихов и написанием песен. Сначала это было связано с участием в конкурсе на сочинение гимна «Профессионалитета», затем был создан гимн колледжа «Звездный», посвященный его 40-летнему юбилею. В этой работе мне очень помогают мои студенты. Они аранжируют сочиненные песни, затем мы разучиваем и исполняем их, записываем в колледже на нашей студии звукозаписи.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– 2023 год прошел замечательно. Я, как и педагоги всей нашей страны, была вовлечена в различные события Года педагога и наставника. Могу отметить свое участие в мероприятиях, которые проходили на площадке нашего колледжа в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума, а также проведение мной лекций для студентов колледжа в рамках Всероссийской акции «Поделись своим знанием» РО «Знание» и интересный опыт проведения занятий в рамках «Марафона открытых уроков» колледжа «Звездный».
– 2024 является Годом семьи. Как ваши члены семьи, родственники поддерживают Вас в Вашей работе? В рамках участия в Конкурсе?
– На моей личной странице в социальной сети ВКонтакте к 1 сентября появился такой пост о моей семье: «Нас четверо: три преподавателя, два педагога дополнительного образования, один мастер производственного обучения, один студент, один аспирант и один ученик уже трех школ (общеобразовательной, музыкальной и художественной)».
Теперь к этому перечню можно добавить, что среди нас три эксперта регионального Чемпионата «Профессионалы» и два эксперта регионального Чемпионата «Абилимпикс». Надеюсь, когда сыну в ноябре исполнится 14 лет, он станет участником одной из компетенций юниорской линейки чемпионата «Профессионалы».