В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Артемом Дороховым из Иркутской области, преподавателем Медицинского колледжа железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения по специальности «Лечебное дело».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Кем Вы мечтали стать в детстве?
– В детстве мои представления о будущей профессии постоянно менялись. Я думаю, большое влияние оказывало мое окружение: мои учителя, мои родители, родители моих сверстников. Мне было интересно наблюдать за работой взрослых. Также в школе, где я учился, в старших классах была организована профориентационная работа: на классные часы приглашались люди разных профессий, организовывались выезды на различные предприятия, чтобы мы, учащиеся, могли получить представление о той или иной профессии, наблюдая производственные процессы своими глазами. Поэтому в моих представлениях о будущей профессии фигурировали и профессия инженера, и переводчика, и военного, и даже музыканта.
В старших классах выбор пал на медицину, и с этого момента я начал целенаправленно готовиться к поступлению в медицинский университет, и по первой профессии я врач. Во время учебы в университете некоторые однокурсники стали мне все чаще говорить о том, что у меня неплохо получается перерабатывать и объяснять непонятный и сложный материал. Тогда я даже и представить не мог, что эта способность в итоге будет развиваться в моей второй профессии – профессии преподавателя.
–Были ли на Вашем профессиональном пути сложности и как Вы их преодолели?
– Когда я только начинал свою педагогическую деятельность, было много сложностей. Первыми моими учениками стали взрослые практикующие врачи (преподавать я начинал в Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования). Это не так-то просто – молодому специалисту, только что окончившему ординатуру, обучать взрослых врачей с огромным стажем работы. К счастью, у меня были опытные наставники, врачи и преподаватели, и они помогли мне справиться с трудностями.
–Расскажите, пожалуйста, о Ваших наставниках.
– Это медицинские работники, не только обладающие серьезным стажем в профессии, но и сумевшие передать мне многие секреты преподавательсткого мастерства – Меньшикова Лариса Васильевна, Бабанская Евгения Борисовна. Они объяснили в специфику андрагогики – раздела теории обучения, который занимается закономерностями освоения знаний и умений взрослыми субъектами учебной деятельности. Вскоре судьба привела меня в Медицинский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения, где я продолжал работать со взрослым контингентом на курсах повышения квалификации медсестер и фельдшеров. Но в колледже я впервые начал обучать молодежь. И вот новый вызов – освоение педагогических навыков. В становлении меня как преподавателя колледжа огромную роль сыграла методист Семенова Лидия Дмитриевна, благодаря которой я начал осваивать методическую работу.
–Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Я считаю, что современному педагогу мало знать свой предмет. Современный педагог должен обладать такими качествами, как организованность, умение устанавливать и поддерживать контакт с обучающимися, вести диалог, в целом выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию. Он обязан как постоянно совершенствоваться в области преподаваемого предмета, так и проявлять интерес к новейшим образовательным трендам и осваивать инновационные технологии обучения, в том числе – цифровые.
–Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Мое педагогическое кредо: «Лучший пример для студента – это личный пример преподавателя». Я считаю недопустимым что-то требовать от студента, не побывав на его месте. Причем, это касается не только преподавания, а всего процесса воспитания обучающихся и формирования личности.
–Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты – это абсолютно разные люди, как по возрасту, так и по характеру. И порой непросто бывает найти подход. Но когда ты видишь, как у вчерашнего трудного студента появляется мотивация к обучению, и он начинает заряжать своей мотивацией других – вот это ощущение ни с чем не сравнить. И я не стесняюсь учиться чему-то и у своих студентов. Например, мне не всегда хватает опыта и навыков в цифровых технологиях, а современные студенты в них разбираются чуть ли не с пеленок.
–Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я участвую впервые. До этого ежегодно принимал участие в различных конкурсах профессионального мастерства как регионального, так и всероссийского уровня, поэтому решение принять участие в данном конкурсе не было для меня чем-то неожиданным, это часть повседневной работы.
– Мастер года — кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это мастер своего дела. А успех, я думаю, складывается из ежедневного упорного труда, ну и небольшого везения.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Поскольку работа преподавателя носит преимущественно умственный характер, то большую часть свободного времени я стараюсь уделять своему здоровью и физической активности: занимаюсь зимним плаванием, участвую в соревнованиях по бегу. Также люблю пеший туризм, особенно интересно каждый раз открывать для себя те места, в которых ты, казалось бы, уже побывал.
– Пользуясь возможность, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
Качественно делать свою работу, не бояться демонстрировать профессиональные навыки и и раскрывать в себе потенциал для дальнейшего роста.
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Кем Вы мечтали стать в детстве?
– В детстве мои представления о будущей профессии постоянно менялись. Я думаю, большое влияние оказывало мое окружение: мои учителя, мои родители, родители моих сверстников. Мне было интересно наблюдать за работой взрослых. Также в школе, где я учился, в старших классах была организована профориентационная работа: на классные часы приглашались люди разных профессий, организовывались выезды на различные предприятия, чтобы мы, учащиеся, могли получить представление о той или иной профессии, наблюдая производственные процессы своими глазами. Поэтому в моих представлениях о будущей профессии фигурировали и профессия инженера, и переводчика, и военного, и даже музыканта.
В старших классах выбор пал на медицину, и с этого момента я начал целенаправленно готовиться к поступлению в медицинский университет, и по первой профессии я врач. Во время учебы в университете некоторые однокурсники стали мне все чаще говорить о том, что у меня неплохо получается перерабатывать и объяснять непонятный и сложный материал. Тогда я даже и представить не мог, что эта способность в итоге будет развиваться в моей второй профессии – профессии преподавателя.
–Были ли на Вашем профессиональном пути сложности и как Вы их преодолели?
– Когда я только начинал свою педагогическую деятельность, было много сложностей. Первыми моими учениками стали взрослые практикующие врачи (преподавать я начинал в Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования). Это не так-то просто – молодому специалисту, только что окончившему ординатуру, обучать взрослых врачей с огромным стажем работы. К счастью, у меня были опытные наставники, врачи и преподаватели, и они помогли мне справиться с трудностями.
–Расскажите, пожалуйста, о Ваших наставниках.
– Это медицинские работники, не только обладающие серьезным стажем в профессии, но и сумевшие передать мне многие секреты преподавательсткого мастерства – Меньшикова Лариса Васильевна, Бабанская Евгения Борисовна. Они объяснили в специфику андрагогики – раздела теории обучения, который занимается закономерностями освоения знаний и умений взрослыми субъектами учебной деятельности. Вскоре судьба привела меня в Медицинский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения, где я продолжал работать со взрослым контингентом на курсах повышения квалификации медсестер и фельдшеров. Но в колледже я впервые начал обучать молодежь. И вот новый вызов – освоение педагогических навыков. В становлении меня как преподавателя колледжа огромную роль сыграла методист Семенова Лидия Дмитриевна, благодаря которой я начал осваивать методическую работу.
–Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Я считаю, что современному педагогу мало знать свой предмет. Современный педагог должен обладать такими качествами, как организованность, умение устанавливать и поддерживать контакт с обучающимися, вести диалог, в целом выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию. Он обязан как постоянно совершенствоваться в области преподаваемого предмета, так и проявлять интерес к новейшим образовательным трендам и осваивать инновационные технологии обучения, в том числе – цифровые.
–Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Мое педагогическое кредо: «Лучший пример для студента – это личный пример преподавателя». Я считаю недопустимым что-то требовать от студента, не побывав на его месте. Причем, это касается не только преподавания, а всего процесса воспитания обучающихся и формирования личности.
–Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Мои студенты – это абсолютно разные люди, как по возрасту, так и по характеру. И порой непросто бывает найти подход. Но когда ты видишь, как у вчерашнего трудного студента появляется мотивация к обучению, и он начинает заряжать своей мотивацией других – вот это ощущение ни с чем не сравнить. И я не стесняюсь учиться чему-то и у своих студентов. Например, мне не всегда хватает опыта и навыков в цифровых технологиях, а современные студенты в них разбираются чуть ли не с пеленок.
–Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?
– В конкурсе «Мастер года» я участвую впервые. До этого ежегодно принимал участие в различных конкурсах профессионального мастерства как регионального, так и всероссийского уровня, поэтому решение принять участие в данном конкурсе не было для меня чем-то неожиданным, это часть повседневной работы.
– Мастер года — кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?
– Мастер года – это мастер своего дела. А успех, я думаю, складывается из ежедневного упорного труда, ну и небольшого везения.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Поскольку работа преподавателя носит преимущественно умственный характер, то большую часть свободного времени я стараюсь уделять своему здоровью и физической активности: занимаюсь зимним плаванием, участвую в соревнованиях по бегу. Также люблю пеший туризм, особенно интересно каждый раз открывать для себя те места, в которых ты, казалось бы, уже побывал.
– Пользуясь возможность, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
Качественно делать свою работу, не бояться демонстрировать профессиональные навыки и и раскрывать в себе потенциал для дальнейшего роста.