В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Дмитрий Мерзляков из Луганской Народной Республики, преподаватель Новосветловского аграрного колледжа по специальности «Мастер сельскохозяйственного производства».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– В школе классный руководитель как-то спросила: «Дети, кем вы хотите стать?» Я, как и все дети, отвечал, что хочу стать космонавтом. На что учительница ответила: «А кто же будет выращивать хлеб?» Этот вопрос оставил в душе определенный след.
После окончания 9-го класса я твердо решил, что буду поступать учиться по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в ПТУ-113 поселка Новосветловка. После окончания училища, в целях повышения профессиональной квалификации, я поступил в Луганский национальный аграрный университет по специальности «Инженер-механик».
Учеба мне давалась легко, так как училище дало мне хорошую базу знаний в сельскохозяйственной отрасли. После окончания университета пришел работать в родное училище в качестве преподавателя.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Мне нравится постоянное движение, которое стимулирует выйти из зоны комфорта. Каждый урок требует новых знаний, эрудиции, творчества, коммуникабельности. Ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Поэтому в своей профессии ценю постоянное самосовершенствование, открытие новых горизонтов. Мир меняется, развиваются новые технологии, а педагог всегда должен быть в движении, владеть новыми знаниями и технологиями, чтобы успешно обучать других.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Педагогическое искусство – сложный и глубокий процесс, требующий не только умственных, но и душевных усилий. Современный педагог должен быть ответственным, открытым, справедливым, обладать профессионализмом, коммуникабельностью, широтой кругозора, чувством юмора, креативностью. Он должен быть внимательным к нововведениям, участвовать в различных образовательных мероприятиях и проявлять цифровую грамотность. Важно постоянно работать над собой и совершенствоваться.
Чтобы собрать хороший урожай, мало посеять зерно в землю. Его необходимо поливать, лелеять, вкладывать в него душу. Педагог растит кадры, создавая основу для сильного государства. В таком ответственном деле только профессиональной грамотности будет недостаточно. Необходимы терпение, эмпатия. Но главное качество, на мой взгляд, – любовь к детям.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Ценнейшие качества молодого поколения – любознательность и открытость новым возможностям. Молодые люди постоянно исследуют мир и самих себя, задаваясь вопросом «А на что же я способен?» Наблюдая за своими студентами, которых я готовил к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», вдохновился их примером целеустремленности и решил испытать себя в конкурсе «Мастер года». Принятие вызова способствовало их профессиональному и личностному росту – уверен, что это поможет и мне в моем развитии.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше?
– В конкурсе «Мастер года» я принимаю участие впервые. Для меня это прекрасная возможность профессионального роста. Участие в региональном этапе и победа в нем предоставили мне шанс реализовать себя в полной мере: продемонстрировать свои профессиональные компетенции и навыки, показать свою опытность в вопросах подготовки обучающихся, любовь к профессии и студентам. Также участие в конкурсе помогло мне стать еще более преданным своему делу.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Среднее профессиональное образование сегодня стремительно развивается. Конкурс «Мастер года» – свидетельство поддержки этого развития со стороны государства. Наш труд необходим и важен, значит, наша задача – сделать его эффективным и максимально полезным. Я рад представить Луганскую Народную Республику и свой колледж на финальном этапе конкурса.
Уверен, что это событие будет одним из самых значимых и запоминающихся в моей жизни. Надеюсь на плодотворное общение с коллегами из разных уголков страны и массу творческих идей. Приобретенные знания я привезу домой и буду активно воплощать в работе со своими студентами.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– В 2024 году наш колледж впервые стал соревновательной площадкой для регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». В процессе работы мы ведем постоянный диалог с работодателями, прислушиваемся к их мнениям и запросам о том, какие кадры им нужны. Студент нашего колледжа Данил Сирик, победитель регионального этапа Чемпионата «Профессионалы», принял участие в итоговом (межрегиональном) этапе, который проходил в Красноярском крае. Это был интересный опыт, незабываемые впечатления, надеюсь, в последующие годы мы еще не раз будем вовлечены в столь масштабные и яркие профессиональные события.
– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Дорогу осилит идущий, какой бы трудной она ни оказалась. Главное, не бояться трудностей – их преодоление и есть источник развития. Как губка, впитывайте новые подходы, интересные приемы и методы, а также делитесь опытом с коллегами.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Земля луганская щедра природными красотами, наполнена ярким солнечным светом, ароматом трав. Общение с природой служит источником восполнения жизненных сил, поэтому свободное время я посвящаю рыбалке и песням у костра в хорошей компании.
– Есть ли образ педагога в искусстве, который Вас вдохновляет?
– Помните, как в старые добрые времена говорили: «Не оскудела земля русская богатырями»? Так вот, не оскудела! Истинный богатырь педагогики – Антон Макаренко. Его талант прекрасно представлен в его собственном произведении «Педагогическая поэма» и интересен тем, что он смог привить своим воспитанникам понятия чести, достоинства и трудолюбия. Из несовершеннолетних беспризорников он воспитал героев Великой Отечественной войны, врачей, инженеров, преподавателей. Актуальная тема современности. Очень необходимы сегодня герои и труженики Луганщине.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– Миссией Года педагога и наставника стало признание особого статуса педагогических работников, повышение престижа профессии. Оставаться в стороне от такого значимого события невозможно. Вместе с коллегами из нашего колледжа активно включился в работу и принял участие в конкурсе молодых преподавателей и их наставников «Педагогический дуэт», в эстафете поколений «МойПрофнаставник», посвященной встрече с династиями сельскохозяйственной отрасли поселка Новосветловка. Как куратор группы вместе со студентами стал участником акции «Читаем К.Д. Ушинского», что позволило еще раз проанализировать произведения классика русской педагогики для дальнейшего осмысления и применения в своей образовательной практике.
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Считаю своим наставником директора нашего колледж – Резника Николая Николаевича, заслуженного работника образования Луганской Народной Республики, который постоянно делится своим профессионализмом и богатым жизненным опытом.
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– В школе классный руководитель как-то спросила: «Дети, кем вы хотите стать?» Я, как и все дети, отвечал, что хочу стать космонавтом. На что учительница ответила: «А кто же будет выращивать хлеб?» Этот вопрос оставил в душе определенный след.
После окончания 9-го класса я твердо решил, что буду поступать учиться по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в ПТУ-113 поселка Новосветловка. После окончания училища, в целях повышения профессиональной квалификации, я поступил в Луганский национальный аграрный университет по специальности «Инженер-механик».
Учеба мне давалась легко, так как училище дало мне хорошую базу знаний в сельскохозяйственной отрасли. После окончания университета пришел работать в родное училище в качестве преподавателя.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Мне нравится постоянное движение, которое стимулирует выйти из зоны комфорта. Каждый урок требует новых знаний, эрудиции, творчества, коммуникабельности. Ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Поэтому в своей профессии ценю постоянное самосовершенствование, открытие новых горизонтов. Мир меняется, развиваются новые технологии, а педагог всегда должен быть в движении, владеть новыми знаниями и технологиями, чтобы успешно обучать других.
– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?
– Педагогическое искусство – сложный и глубокий процесс, требующий не только умственных, но и душевных усилий. Современный педагог должен быть ответственным, открытым, справедливым, обладать профессионализмом, коммуникабельностью, широтой кругозора, чувством юмора, креативностью. Он должен быть внимательным к нововведениям, участвовать в различных образовательных мероприятиях и проявлять цифровую грамотность. Важно постоянно работать над собой и совершенствоваться.
Чтобы собрать хороший урожай, мало посеять зерно в землю. Его необходимо поливать, лелеять, вкладывать в него душу. Педагог растит кадры, создавая основу для сильного государства. В таком ответственном деле только профессиональной грамотности будет недостаточно. Необходимы терпение, эмпатия. Но главное качество, на мой взгляд, – любовь к детям.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Ценнейшие качества молодого поколения – любознательность и открытость новым возможностям. Молодые люди постоянно исследуют мир и самих себя, задаваясь вопросом «А на что же я способен?» Наблюдая за своими студентами, которых я готовил к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», вдохновился их примером целеустремленности и решил испытать себя в конкурсе «Мастер года». Принятие вызова способствовало их профессиональному и личностному росту – уверен, что это поможет и мне в моем развитии.
– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше?
– В конкурсе «Мастер года» я принимаю участие впервые. Для меня это прекрасная возможность профессионального роста. Участие в региональном этапе и победа в нем предоставили мне шанс реализовать себя в полной мере: продемонстрировать свои профессиональные компетенции и навыки, показать свою опытность в вопросах подготовки обучающихся, любовь к профессии и студентам. Также участие в конкурсе помогло мне стать еще более преданным своему делу.
– Какие у Вас ожидания от финального этапа Конкурса?
– Среднее профессиональное образование сегодня стремительно развивается. Конкурс «Мастер года» – свидетельство поддержки этого развития со стороны государства. Наш труд необходим и важен, значит, наша задача – сделать его эффективным и максимально полезным. Я рад представить Луганскую Народную Республику и свой колледж на финальном этапе конкурса.
Уверен, что это событие будет одним из самых значимых и запоминающихся в моей жизни. Надеюсь на плодотворное общение с коллегами из разных уголков страны и массу творческих идей. Приобретенные знания я привезу домой и буду активно воплощать в работе со своими студентами.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– В 2024 году наш колледж впервые стал соревновательной площадкой для регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». В процессе работы мы ведем постоянный диалог с работодателями, прислушиваемся к их мнениям и запросам о том, какие кадры им нужны. Студент нашего колледжа Данил Сирик, победитель регионального этапа Чемпионата «Профессионалы», принял участие в итоговом (межрегиональном) этапе, который проходил в Красноярском крае. Это был интересный опыт, незабываемые впечатления, надеюсь, в последующие годы мы еще не раз будем вовлечены в столь масштабные и яркие профессиональные события.
– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?
– Дорогу осилит идущий, какой бы трудной она ни оказалась. Главное, не бояться трудностей – их преодоление и есть источник развития. Как губка, впитывайте новые подходы, интересные приемы и методы, а также делитесь опытом с коллегами.
– Какие у Вас хобби и интересы? Чем Вы занимаетесь вне работы?
– Земля луганская щедра природными красотами, наполнена ярким солнечным светом, ароматом трав. Общение с природой служит источником восполнения жизненных сил, поэтому свободное время я посвящаю рыбалке и песням у костра в хорошей компании.
– Есть ли образ педагога в искусстве, который Вас вдохновляет?
– Помните, как в старые добрые времена говорили: «Не оскудела земля русская богатырями»? Так вот, не оскудела! Истинный богатырь педагогики – Антон Макаренко. Его талант прекрасно представлен в его собственном произведении «Педагогическая поэма» и интересен тем, что он смог привить своим воспитанникам понятия чести, достоинства и трудолюбия. Из несовершеннолетних беспризорников он воспитал героев Великой Отечественной войны, врачей, инженеров, преподавателей. Актуальная тема современности. Очень необходимы сегодня герои и труженики Луганщине.
– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?
– Миссией Года педагога и наставника стало признание особого статуса педагогических работников, повышение престижа профессии. Оставаться в стороне от такого значимого события невозможно. Вместе с коллегами из нашего колледжа активно включился в работу и принял участие в конкурсе молодых преподавателей и их наставников «Педагогический дуэт», в эстафете поколений «МойПрофнаставник», посвященной встрече с династиями сельскохозяйственной отрасли поселка Новосветловка. Как куратор группы вместе со студентами стал участником акции «Читаем К.Д. Ушинского», что позволило еще раз проанализировать произведения классика русской педагогики для дальнейшего осмысления и применения в своей образовательной практике.
– Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Считаю своим наставником директора нашего колледж – Резника Николая Николаевича, заслуженного работника образования Луганской Народной Республики, который постоянно делится своим профессионализмом и богатым жизненным опытом.