портрет мастера

«Сначала увлечь, а затем обучить»

В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Валерий Закутний из Липецкой области, мастер производственного обучения Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства по специальности «Кузовной ремонт».

– Как Вы стали мастером производственного обучения? Расскажите о Вашем пути в профессию.

– Прежде чем начать работать в колледже, я перепробовал несколько профессий. Был автоэлектриком, водителем, дежурным электромехаником тяговой подстанции в «Российские железные дороги», где проработал 25 лет. О профессии педагога даже не помышлял, но сложилось так, что в нашем филиале компании РЖД началось сокращение штата. Одновременно с этим в Липецком колледже транспорта и дорожного хозяйства открылись новые компетенции. Руководство колледжа предложило мне возглавить одну из них – «Кузовной ремонт». Так как я увлекался кузовным ремонтом и покраской автомобилей в свободное время, то почувствовал себя готовым принять это предложение. Благодаря заместителю директора по производственному обучению Ольге Борисовне Иваниловой, которая смогла убедить меня взяться за сложное ремесло обучения студентов, теперь я – мастер производственного обучения.

– С какими трудностями Вы столкнулись, когда делали первые шаги в профессии?

– Первое время возникали сложности с ведением документации: составление календарно-тематических планов, экзаменационных билетов, оформление документов на списание расходных материалов. Но благодаря помощи коллег и руководства я научился справляться с этими задачами. Еще одна сложность заключалась в том, что мне всегда легче было сделать что-то самому, чем объяснить другому, как это делать. А в колледже потребовалось научиться объяснять, рассказывать и показывать, чтобы сначала увлечь, а затем обучить моих студентов.

– Что Вам нравится в профессии педагога?

– Возможность передавать свой опыт студентам. И пусть не сразу, а через некоторое время видеть реальный результат своего труда. Очень приятно, когда приезжаешь на какую-нибудь станцию техобслуживания, и там встречаешь своего студента или уже выпускника, работающего наравне с мастерами – а работодатели, узнав об этом, благодарят меня за его хорошую подготовку и воспитание.

– Кто является Вашим наставником?

– Моими наставниками всегда были и остаются мои родители. Их личный пример, любовь, поддержка и вера в меня помогали всегда. Конечно, они очень обрадовались, что я стал победителем регионального этапа в конкурсе «Мастер года».

– Участвовали ли Вы в Конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в Конкурсе в этом году?

– Раньше я не участвовал в Конкурсе «Мастер года», но знал о его существовании. Когда поступило предложение участвовать, я поначалу убеждал руководство, что нужно продвигать более молодых коллег. Но в итоге совместно с руководством мы решили, что представлять наш колледж нужно именно мне. Решение оказалось верным – я победитель регионального этапа!

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть Мастер года?

– Мастер года – это человек, обладающий совокупностью многих качеств. Это и педагог, и мастер, и воспитатель. А иногда и лучший друг. Вообще, современный педагог должен подходить к работе с профессионализмом, иметь творческий подход, толерантность, адаптивность, саморазвитие, коммуникабельность. Тогда он может услышать от студентов фразу: «Спасибо за то, что Вы были рядом в трудную минуту». Это дорогого стоит.

– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?

– Студенты нашего колледжа ежегодно участвуют в мероприятиях Всероссийского чемпионатного движения. И хотя мы пока не занимаем призовых и первых мест, будем обязательно продолжать участвовать и рано или поздно, уверен, поднимемся на пьедестал!

– Есть ли образ педагога в искусстве, который Вас вдохновляет?

– Я очень люблю фильм «Первый учитель» Андрея Михалкова-Кончаловского (1965), снятый по повести Чингиза Айтматова. В маленькую киргизскую деревушку приезжает молодой учитель Дюйшен – комсомолец и бывший красноармеец. Он начинает обучать детей, оборудовав для уроков заброшенную конюшню. В этой замечательной киноленте показаны трудности, с которыми педагог сталкивается, пытаясь привить знания детям, воспитанным и живущим в глубоко традиционном восточном обществе. Очень советую фильм не только педагогам, но и всем, кто его еще не видел.

– Какой совет Вы дадите другим финалистам Конкурса «Мастер года»?

– Постарайтесь во время финальных испытаний думать не про экспертов и жюри, а заниматься любимым делом.