портрет мастера

«Жизнь отлично подготовила нас к этому конкурсу»

2024-09-26 17:08
В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – Валентина Петрова из Республики Марий Эл, преподаватель Йошкар-Олинского техникума сервисных технологий по специальности «Социальная работа».

– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?

– В детстве я очень любила играть в школу, представляя себя настоящим учителем: с доской, мелом, указкой и учениками. Пока училась в университете на психологическом факультете, была убеждена, что стану психологом, буду вести частную практику и консультировать людей.

В 2013 году я пришла работать психологом в Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий. Работа мне нравилась. Однажды заместитель директора по учебной работе предложила мне часы преподавателя по психологии, я согласилась – и не пожалела об этом. Это было полное перевоплощение и перерождение, я словно очутилась в детстве, передо мной были мои заинтересованные слушатели – студенты.

Как психолог я знаю – нельзя отрицать, блокировать, отказываться от занятия, которое приносит радость и удовольствие. Для меня таким занятием оказалось преподавание. Уверена, что я – на своем месте.

– Что Вам нравится в профессии педагога?

– Учебное занятие – мое пространство, которое я выстраиваю так, чтобы оно было максимально благоприятным и удобным как для моих студентов, так и для меня самой. И тогда появляется возможность импровизации. Она позволяет мне скрасить, оживить и сделать полноценным каждый урок. Это я больше всего люблю в своей профессии.

– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?

– Быть современным педагогом не так просто – нужно работать с студентами информационной эры, которые прекрасно разбираются в современных технологиях. Современному педагогу необходимо принять этот факт и начать использовать его в свою пользу. Нужно уметь грамотно сочетать свою активность с активностью студентов на учебном занятии, давать им больше свободы в высказывании их взглядов, демонстрации способностей и умений. Тишина в аудитории, когда слышно, как пролетает муха, это не то, к чему должен стремиться современный педагог. В аудитории современного педагога должна быть постоянная активность студентов, рабочий шум, обсуждение и кипучая деятельность.

– Расскажите о Ваших студентах. Как они влияют на Вас?

– У меня часто возникает ощущение, что каждый студент не случаен в моей жизни. Все мои студенты разные, многогранные. Этим они и интересны для меня как преподавателя.

Мои студенты часто приходят ко мне после выпуска, и за чашечкой чая я узнаю много нового про их жизнь, работу, профессиональные достижения. Безусловно, мне приятно сознавать, что я – среди тех людей, кто заложил в них любовь к своей профессии, научил азам мастерства и тем самым повлиял на их успех.

Со своими студентами я раскрываюсь во многих направлениях. Я – их защитник или адвокат, когда иду отстаивать их интересы; товарищ или психолог, когда они делятся со мной своими трудностями в надежде получить совет. Я и наставник, когда готовлю их к конкурсам профессионального мастерства и сопровождаю их на состязаниях; воспитатель, который посещает с ними культурные мероприятия и достопримечательности. И наконец, для них я – женщина-педагог, когда они дарят мне цветы на День учителя и на Международный женский день.

– Участвовали ли Вы в конкурсе «Мастер года» или других конкурсах профессионального мастерства раньше? Почему решили принять участие в конкурсе в этом году?

– В 2018 году я стала бронзовым призером республиканского конкурса «Лучшая цикловая методическая комиссия». В 2021 году победила в другом республиканском конкурсе – «Лучший преподаватель профессиональной образовательной организации». Поэтому можно сказать, что к конкурсу «Мастер года» я шла целенаправленно, достигая высоких результатов в других педагогических состязаниях. Принять участие я решила для развития себя как педагога – мы не должны почивать на лаврах. Нужно ставить перед собой новые цели и стараться их достичь.

– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе?

– На региональном этапе я ощущала достойную конкуренцию и серьезно готовилась ко всем конкурсным испытаниям. Коллеги и друзья не сомневались во мне, говоря, что мне достаточно показать то, что я умею и делаю – и можно не сомневаться в успехе. Спасибо им за помощь и их добрые слова!

Что касается семьи – вспоминаю слова моей восьмилетней дочери. В день оглашения результатов, собираясь в школу, она задала мне вопрос: «Мама, а когда тебе скажут, что ты выиграла в конкурсе?» Вот что значит настоящая поддержка и вера!

– Какие у Вас ожидания от финального этапа конкурса?

– Финальный этап конкурса – это новые горизонты, новые возможности и выход из привычных рамок. От финального этапа я жду вдохновения и новых идей. Конкурс «Мастер года» – это важное событие в моей жизни, это новые впечатления, и я жду его финального этапа с особым трепетом.

– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?

– Мои студенты неоднократно принимали участие в региональных этапах Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» Республики Марий Эл по компетенции «Социальная работа». Они всегда занимают призовые места. Горжусь ими!

– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам конкурса?

– Всем нам – участникам конкурса – желаю прежде всего не забывать о том, что мы, педагоги – мастера своего дела. За нашими плечами немалый опыт, благодарные студенты, огромное количество проведенных уроков, мероприятий и написанных отчетов. Жизнь отлично подготовила нас к этому конкурсу, и это наша возможность, наш год и наш момент. Осознайте себя в этом моменте, дорогие коллеги, и покажите то, что вы так прекрасно делаете ежедневно – творите!

– 2023 год был Годом педагога и наставника, как он прошел для Вас? Участвовали ли Вы в мероприятиях прошлого года?

– Год педагога и наставника был очень насыщенным и запоминающимся. Для меня он начался с участия в XI Всероссийской педагогической школе Профсоюза, которая была посвящена теме наставничества в системе образования и позволила мне познакомиться с интересным опытом работы и новаторскими идеями коллег из других регионов.

Своим опытом реализации системы наставничества в Йошкар-Олинском техникуме сервисных технологий я делилась с коллегами на заседаниях регионального учебно-методического объединения. И в 2023 году наш опыт оценили по достоинству – мы заняли I место на республиканском конкурсе «Лучшие практики наставничества в профессиональных образовательных организациях Республики Марий Эл».

Сегодня я могу с гордостью сказать, что являюсь наставником для молодых и начинающих педагогов нашего техникума. Это ко многому обязывает, поэтому я всегда в поиске, всегда учусь чему-то новому.