портрет мастера

«Зажечь огонь в сердце может только тот, кто сам горит»

«Зажечь огонь в сердце может только тот, кто сам горит»

Сегодня в рубрике «Портрет мастера» – интервью с Ариной Семененко, преподавателем Нижегородского строительного техникума по специальности «Прикладная геодезия» и финалистом Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года».


– Расскажите о вашей профессии. Какие жизненные обстоятельства сподвигли вас на выбор специальности?

– Мне хотелось, чтобы я всегда чувствовала важность и актуальность своей работы и могла видеть реальный результат моего труда. Поэтому выбор пал на геодезию – одну из наук, без которой в принципе невозможно проектирование и строительство. И ещё на меня сильно повлияла профессиональная история моей семьи. Мой папа – строитель по профессии, но гораздо больше меня вдохновил мой дедушка, который был мне самым близким человеком. Я росла в деревне с бабушкой и дедушкой. Мой дедушка всегда что-то строил, причем подходил к делу профессионально – составлял проекты, проводил расчёты. Любовь к аккуратности, точности в строительном деле передалась и мне. Все лето мы строили – беседку, качели, баню... И я всегда была с ним рядом и училась всему, что он показывал.


– Какой самый главный урок преподал вам дедушка?

– Дедушка всегда думал о людях, которые будут пользоваться тем, что он построил. Об их комфорте, удобстве, об их настроении. Он учил меня отдавать безвозмездно знания и навыки, которые у меня есть, делиться тем, что имею. Поэтому теперь всё, что я делаю, когда занимаюсь геодезическими исследованиями, когда преподаю, когда вывожу студентов на практику – я делаю с мыслью о людях.


– А как именно вы пришли в профессию педагога?

Я ещё в школе поняла, что мне нравится преподавать. Но педагогом стала не сразу: сначала я окончила Нижегородский строительный университет, а после него работала инженером в строительной организации. Но там я поняла, что это немного не то, чем бы я хотела заниматься. Работа в офисе не совсем для меня: я более общительный и творческий человек, поэтому решила осуществить свою детскую мечту и попробовать себя в преподавании. Мой педагогический стаж сейчас – пять лет.


– Какие у вас сейчас впечатления от работы? Что нравится, а что вызывает трудности?

– Сначала у меня было много трудностей. Мне недоставало опыта и авторитета – и студенты, интуитивно чувствуя это, исподволь проверяли мой характер на прочность. Но со временем я нашла свой путь в педагогике. Я стала более терпеливой, более внимательной. Ребята стали сами подходить ко мне вне класса, спрашивать совета, делиться личными историями. Для некоторых учеников я, кажется, даже стала чем-то вроде личного психолога. Ведь среди студентов есть ребята, которые выбрали специальность не сами, а по стечению обстоятельств. Учеба таким студентам только в тягость. А для меня это вызов: ведь замотивировать, увлечь такого ученика – это, не побоюсь этого слова, суперспособность! Мне очень приятно, когда после выпуска приходят ученики и благодарят за ту любовь к специальности, которая буквально была выращена на моих занятиях. Именно общение с учениками я считаю самым ценным в моей работе.


– А студенты приезжали вас поддержать, когда вы участвовали в конкурсе «Мастер года»?

– Да, конечно! Мои студенты – это настоящий фан-клуб Арины Семененко. Их поддержка и помощь оказалась безграничной. Мне кажется, они даже волновались больше, чем я. Некоторые приехали поддержать прямо на конкурс, кто-то просто желал удачи. Я им всем бесконечно благодарна.


– Давно ли вы узнали о конкурсе «Мастер года»? Как решились на участие?

– Я узнала о конкурсе около трёх лет назад, когда в нём принимали участие мои коллеги. Для меня этот конкурс – возможность получить опыт, познакомиться с коллегами и, в первую очередь, повод проявить себя. Участие в соревнованиях меня вдохновляет, заряжает. Поэтому я проявила инициативу и подала заявку. Кроме того, как я поняла уже после участия, конкурс придал положительный импульс моей работе: он вдохновил меня на поиск новых интересных идей, подходов, методов.


– Сложно ли вам было готовиться к конкурсу?

– Если честно, – да, сложно, потому что подготовку приходилось совмещать с педагогической работой. Были бессонные ночи, подготовка после занятий – я будто снова себя студенткой почувствовала! Что-то приходилось отрабатывать прямо на занятиях с студентами: прислушиваться к их мнению и внедрять в свою работу.


– Как вы оцениваете уровень конкуренции на «Мастере года»?

– Конкуренция очень высокая. Задачи и условия серьезные, требуют хорошей подготовки и больших усилий. Это был мой первый конкурс, и он произвёл на меня огромное впечатление. Запомнилось всё! Атмосфера, коллеги, ребята, которым я давала урок. Я думаю, что я навсегда запомню эмоции, которые испытала на конкурсе.


– Что бы вы порекомендовали будущим участникам конкурса «Мастер года?»

– Прежде всего – не бояться участвовать. Подайте заявку и увидите, как вы вовлечетесь в процесс подготовки. Ну а уже на самих конкурсных испытаниях самое важное – быть собой, проявлять себя, не стесняться вести конкурсный урок так, как считаете нужным. Главное, как мне видится – заряжать ребят и вообще всех вокруг своей энергией! И помните, что участие в конкурсе – уже победа и большое педагогическое достижение.


– Мастер года – кто это, на Ваш взгляд? Какими качествами он обладает? Из чего складывается его успех?

– Кроме профессионализма, конечно, Мастер года должен быть творческим человеком, чтобы заинтересовать учеников, особенно сейчас, когда детям тяжело долго фокусировать внимание на материале, в связи с тем, что многие привыкли быстро поглощать информацию. Значит, нужно искать методы подачи, которые позволяют увлечь и удержать полностью внимание. Конечно, настоящий мастер всегда строг в том, что относится к профессии, но как человек он должен быть добрым и с юмором – без этого тяжело наладить дружественную атмосферу в классе, а наладить её необходимо для успешного преподавания.


–Какие у вас ожидания от финального этапа конкурса?

– Я думаю, это будет, прежде всего, интереснейшее событие – съедутся лучшие Мастера со всей страны! Надеюсь, там будет много интересных знакомств, планирую в любом случае вынести из участия в финале много ценного для себя и своей работы. Конечно, я настроена на победу! Хочется достойно представить себя, свой колледж и наш родной Нижний Новгород!


– Вы могли бы сформулировать ваше педагогическое кредо?

– Зажечь огонь в сердце может лишь тот, кто сам горит. Пока ты сам горишь тем, что ты любишь, тем, что и есть твоя жизнь – ты факел для тех, кто рядом с тобой, и ты способен зажечь в них этот же яркий огонь!


– А для вас лично кто стал наставником в педагогической деятельности?

– Моя тетя – учитель русского языка и литературы. Мне всегда нравились её рассказы, когда она приезжала летом к нам на каникулы. Очень много историй из рабочей жизни. Я видела, насколько сильно ей нравится эта работа, и вдохновлялась её любовью к преподаванию. В начале пути, когда было мало опыта и много страхов, она меня очень поддерживала, и сейчас, перед конкурсом тоже настраивала и помогала.


– Скажите, Арина, есть ли образ педагога в искусстве, который Вас вдохновляет?

– Да, и этот образ – из художественной литературы. Я обожала на летних каникулах читать книги, и помню, как прочла «Уроки французского» Валентина Распутина. Этот рассказ объясняет, что учитель – это не просто человек, который «дает материал». Настоящий педагог – это в первую очередь друг, близкий человек, который протянет своему ученику руку помощи, несмотря ни на какие обстоятельства. И у меня, кажется, получается быть таким человеком. Даже сейчас многие ребята приходят на перемене, делятся радостными или грустными моментами из жизни. Я никогда не отказываю ни в словах, ни в помощи, ни в поддержке. Иногда понимаю, что это эмоционально и морально тяжело, но иначе не могу, ведь многие ребята делятся тем, чем не могут поделиться с родителями. Именно в такие моменты я осознаю всю важность работы педагога!