«Специалиста нужно не столько обучить, сколько воспитать»
2024-09-26 17:09
В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Андреем Томиловым из Тюменской области, преподавателем Тобольского многопрофильного техникума по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции».
– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему решили стать педагогом?
– Изначально я не собирался становиться педагогом. Я неплохо учился в школе, одним из моих любимых предметов была физика. По окончании школы мы с теми однокласнниками, кто, как и я, хорошо учился, решили вместе поступать в Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева – и я выбрал специальность школьного учителя физики и информатики. Впрочем, после окончания института работать по специальности я не пошёл – снова последовал совету одного из своих сокурсников. Он устроился в наш институт лаборантом и договорился о месте и для меня.
Я согласился и стал лаборантом кафедры технологии и технических дисциплин, поступил в аспирантуру – то есть, все еще не планировал связать свою жизнь с педагогикой. Осознание пришло, когда я перешел с должности лаборанта на должность ассистента преподавателя и впервые оказался в настоящем классе – не как студент на педагогической практике, а как ассистент. Как говорится, аппетит приходит во время еды – так произошло и в моем случае.
В 2013 году наш институт (тогда уже Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева) стал филиалом Тюменского государственного университета. Я к тому моменту еще не защитился и не смог пройти конкурс на замещение должности в новой структуре. Заведующая моей кафедрой Алсу Ахтамовна Кутумова порекомендовала мне перейти на работу в Тобольский многопрофильный техникум. Поначалу я расценил это как шаг назад в своём развитии, но жизнь показала, что это два шага вперёд.
– 2023 год был Годом педагога и наставника. Был ли или есть ли у Вас наставник?
– Главных наставников в моей жизни было двое. Первая – Алсу Ахтамовна, она принимала у меня экзамен при поступлении в ВУЗ, затем вела методику преподавания физике. Она же рекомендовала мне поступить в аспирантуру, её усилиями я стал ведущим преподавателем по техническим дисциплинам на кафедре, и в итоге она вовремя рекомендовала перейти на работу в техникум. Алсу Ахтамовна всегда в меня верила, даже там где я сам в себя не верил, это помогало мне не унывать и продолжать упорно работать.
В 2017 году я включился во Всероссийское движение профессионального мастерства и стал готовить студентов к чемпионату «Профессионалы» по компетенции «Сантехника и отопление». На мероприятиях Чемпионатного движения мне посчастливилось познакомиться с экспертом Александром Владимировичем Ботовым, мастером производственного обучения Томского коммунально-строительного техникума. По сути, он стал моим наставником по профессии, именно благодаря ему мы со студентами смогли добиться таких высоких результатов в Чемпионатном движении, и до сих пор я консультируюсь с ним по профессиональным вопросам, езжу к нему на стажировки и на учёбу.
– Что Вам нравится в профессии педагога?
– Прежде всего – общение с молодёжью. Педагогический процесс – это процесс двухсторонний. Преподаватель не только даёт материал, но также берёт от обучающихся много нового и полезного, соответственно, идёт непрерывное развитие педагога. Кроме того, педагогика – это эмоции. К нам приходят весёлые, задорные ребята с горячими сердцами, которые ещё верят в сказку – и ты вместе с ними, каждый год заново начинаешь в эту сказку верить. И основная причина, по которой, как я думаю, работают большинство педагогов – это участие в становлении человека как личности и профессионала, это возможность положительно повлиять на судьбу человека, а соответственно, и на судьбу нашего общества и государства в целом. В этом я и вижу миссию педагога в обществе.
– Есть ли у Вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы Вы его сформулировали кратко?
– Мое кредо менялось по мере моего профессионального развития, и сейчас я бы сформулировал его так: специалиста нужно не столько обучить, сколько воспитать.
– Расскажите о ваших студентах. Чему Вы учитесь у них?
– Студенты все разные. Кто-то пришёл к нам, чтобы окончить основное общее образование, а кто-то – чтобы на деле освоить специальность. В любом случае, со всеми обучающимися нужно работать и по-разному их мотивировать. Конечно, работать с теми студентами, которые нацелены на получение профессии – одно удовольствие, но даже если мотивации вообще нет, студента можно заинтересовать различной внеурочной деятельностью. Напоминаю о своем кредо, которое я только что сформулировал. Наша задача в техникуме – не только обучить тех, кто уже хочет учиться, но и помочь студентам, у которых не сформирована мотивация. Для этого существуют занятия спортом, творчеством, волонтёрством, участие в конкурсах профессионального мастерства, проектная деятельность. Все это создает ту самую мотивацию к получению образования, которую нам нужно формировать.
Я уже говорил о том, что педагогический процесс – двусторонний. Действительно, от своих студентов я беру очень многое. Во-первых, это знание трендов – понимание того, что именно на современном этапе развития общества самое передовое. Во-вторых, это вера в добро и справедливость. В этом возрасте ее у студентов предостаточно, и я стараюсь от них подзаряжаться. В-третьих, это знания. Ведь всегда найдётся студент, который в той или иной области знает больше тебя. И четвертое – это стимул к постоянному развитию. Как взрослому мужчине, мне не хочется на фоне своих студентов выглядеть ущербно: ни физически, ни морально, ни интеллектуально. Поэтому я стараюсь поддерживать себя в форме – во всех смыслах. Заниматься спортом (у меня есть опыт гиревого спорта, и я и сейчас не бросаю занятия), больше читать, посещать музеи и выставки.
– Является ли Ваш техникум участником проекта «Профессионалитет»? Если да, то как изменилась жизнь техникума и работа педагога?
– Тобольский многопрофильный техникум входит в Тюменской области в кластер «Профессионалитета» «Транспортная промышленность» с 2023 года. Конечно, для техникумов и колледжей области это серьезный шаг вперед – студенты имеют возможность не только обучаться на оборудовании принципиально нового уровня, но и получают гораздо больше практико-ориентированного обучения. «Профессионалитет» многократно улучшил нашу материально-техническую базу, повысил квалификацию педагогов, в том числе и мою, поднял престижность профессий и специальностей.
– Как коллеги, семья, друзья и знакомые отреагировали на Вашу победу в региональном этапе конкурса «Мастер года»?
– Меня очень вдохновило то, что мои коллеги и мои студенты поверили в меня! Они записывали мотивационные ролики, участвовали в акции «Поддержи мастера», помогали с подготовкой – так что это, безусловно, не только моя, но и их победа. Вообще я считаю этот конкурс не только конкурсом педагогов, а также конкурсом методических служб и вообще коллективов техникумов и колледжей. Это подтверждается моим собственным примером. На всех этапах подготовки со мной работали методисты, педагоги и мастера производственного обучения. Я предлагал идею, составлял черновой вариант, а дальше все вместе доводили черновик до чистовика, постоянно редактируя и проверяя полученное на практике. Когда что-то делаешь сам, тебе зачастую кажется, что всё отлично – свои недочёты увидеть непросто. А вот со стороны опытные педагоги замечали даже мельчайшие огрехи и предлагали пути их решения. Все это стало слагаемыми нашей общей победы.
– Вы стали победителем регионального этапа Конкурса в Тюменской области. Победитель финального этапа прошлого года, Иван Зарубин – ваш коллега, преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства. Знакомы ли вы лично?
– Конечно! С Иваном мы знакомы давно – вместе проходили курсы повышения квалификации в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования в 2015-2016 учебном году. Впоследствии мы неоднократно встречались на различных профессиональных мероприятиях. Разумеется, в прошлом году, пока шел региональный этап Конкурса, я побывал на всех частях его конкурсного выступления – «Визитка», «Мастер-класс» и «Влюбить в профессию». И мне очень приятно, что и Иван нашел время в этом году побывать на всех этапах моего выступления. Он хороший друг и отличный профессионал, мне очень ценно его внимание.
– Принимали ли Вы или Ваши студенты участие в чемпионатах профессионального мастерства? Какие занимали места?
– Подготовка студентов к чемпионатам – одно из самых любимых моих занятий. В 2023 году мы со студентом выиграли региональный этап Чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Сантехника и отопление», а затем заняли второе место на итоговом (межрегиональном) этапе. В этом году другой мой студент снова победил по той же компетенции на региональном этапе Чемпионата – надеемся на победу в финале!