портрет мастера

«Я умею сказать студентам: спасибо, что научили меня»

В сегодняшнем выпуске рубрики «Портрет мастера» – интервью с Дмитрием Ручкиным, преподавателем Пензенского колледжа информационных

и промышленных технологий (ИТ-колледж) по специальности «Инфокоммуникационные сети и системы связи».

– Расскажите про Ваш путь в профессию. Почему Вы решили стать педагогом?

– Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж) – для меня родное учебное заведение, которое я окончил в 2008 году. И связь с ним не терял в течение 10 лет. За эти года я успел поработать в нескольких организациях. Но, в основном, трудовой стаж был связан с работой в сфере телекоммуникаций. В конце 2017 года, приняв решение покинуть свое основное место работы, получил предложение из родного колледжа начать профессиональную деятельность преподавателя – идти делиться наработанным опытом.

Работа – это очень важная часть жизни для любого человека. Она дает не только средства для существования, но и эмоции, впечатления, друзей. Поэтому, определяясь с местом трудоустройства и дальнейшей деятельностью, может быть, иногда нужно обращать внимание и на совпадения и знаки. Знаковые места в моей жизни находятся на улице Пушкина в Пензе – роддом, колледж, в котором были проведены прекрасные студенческие годы, место первой встречи с будущей супругой. На Пушкина родился, на Пушкина учился, на Пушкина женился, на Пушкина и сгодился. Жизненный пазл сложился!

– Что Вам нравится в профессии педагога?

– Вынужденное саморазвитие. Иногда кажется, что мне приходилось даже меньше учиться, когда я был школьником и студентом. Не всегда человеку, работающему в другой сфере, хватает сил, времени, целеустремленности для саморазвития. Для педагога – это, можно сказать, трудовая обязанность. Иначе, заявив себя как высококлассный специалист, уже через 5 лет не сможешь во вновь пришедших учебных группах подтвердить это. Рассказы о том, какой ты был – детям не важны, им важно, что ты можешь сделать для них сейчас. Студенты – очень требовательные цензоры.

– Какими качествами должен обладать современный педагог, на ваш взгляд?

– Современный педагог – самое главное, должен быть современным. И эта тавтология не случайна. Ребята с бОльшим интересом увлекаются занятием, когда рядом с ними опытный, но при этом неординарный, креативный педагог, способный найти подход к молодежи. Но нужно быть очень осторожным, у такого формата современности очень тонкая граница с панибратством. И, конечно, этого допускать никак нельзя.

– Расскажите о ваших учениках (студентах). Чему Вы учитесь у них?

– Постоянно находясь в среде молодых людей, я просто вынужден «быть в тренде». Они и следят за тем, чтобы я «не отстал от современной жизни». Все, что волнует ребят в возрасте 15-20 лет, то не обхожу вниманием и я.

А если говорить о профессиональном росте, то большую роль здесь играют производственные практики. Столкнувшись вживую с особенностями и спецификой своей будущей профессии и вернувшись после практики в стены учебного заведения, нередко ребята с чувством гордости рассказывают о новинках в профессиональной деятельности. Я умею говорить: «Про это я не знал. Спасибо, что научил, показал, рассказал». Классические курсы повышения квалификации для педагогов нужны, а формат обучения «Ученик – Педагог» является прекрасным дополнением к ним. Про чувство самоудовлетворенности студента, когда он на что-то «открыл глаза» педагогу вообще говорить не стоит. Такие дни дети запоминают!

– Пользуясь возможностью, какой совет Вы дадите всем участникам Конкурса?

– Очень часто человек, достойный, профессионал своего дела, оказавшись в сложных эмоциональных условиях, теряется. А нагрузка в финале будет серьезная. Желаю всем участникам, уже достойно проявившим себя на региональных этапах, не допустить такого сбоя. Не нужно прыгать выше головы – просто покажите, какие вы и без того крутые. И, главное, запомните – проигравших в этом конкурсе не будет. Вы все – уже победители!

– Есть ли образ педагога в искусстве (фильм, сериал, книга, картина или другое), который Вас вдохновляет?

– В искусстве – нет. Педагог, вдохновляющий меня своим примером – это моя бабушка, которой сегодня 87 лет. И всю свою трудовую жизнь она посвятила системе образования, работая учителем русского языка и литературы, а выйдя на пенсию – библиотекарем. Не нужно искать вымышленных героев, кумиров где-то. Нужно оглянуться вокруг, они рядом с вами. А сомневаясь в заслуженности их достижений ответьте себе на вопрос: «А смогу ли я так как они?».